Крымская долина вулканов
Северо-западнее Керчи расположено целое созвездие вулканов, носящих очень громкие имена: академиков Андрусова, Павлова, Вернадского, Обручева, Ферсмана… Правда, надо признать, что эта крымская долина вулканов выглядит весьма скромно.
На составленной геологической карте Восточного Крыма достаточно ясно выявляется сложный «подземный рельеф» территории: чередование подземных впадин и гор. Особенно интересно выглядят, подземные горы — антиклинали. К ним следует присмотреться внимательней.
Во-первых, у многих из них на макушках лежат «нашлепки» сопочных брекчий — отложений грязевых вулканов. Во-вторых, по форме антиклинали похожи на купола или, вернее, на усеченные конусы. Если мысленно разрезать эти структуры, освободив их от окружающих пород, то полученная картина внешне будет полностью соответствовать схематичному разрезу настоящего огромного вулкана.
Конечно, «подземные вулканы» все-таки серьезно отличаются от настоящих. Чаще всего вулканические конусы сложены продуктами извержений. А «подземные конусы» состоят главным образом из морских осадочных слоев, прорванных грязевулканичеким жерлом.
Возникает вопрос: как связаны купола (подземные горы) Керченского полуострова с грязевыми вулканами? Конечно, о каких-либо случайных соответствиях речи быть не может. В то же время действующие грязевулканчики настолько ничтожны, а подземные структуры столь внушительны, что, казалось бы, вывод неизбежен: малое зависит от большого, а не наоборот. В общем виде, возможно, вывод правилен. Однако в данном конкретном случае требуется еще доказать, что есть малое, а что — большое.
Около ста пятидесяти лет назад в геологии утвердилось мнение о великой значимости внешне малозаметных процессов, длящихся достаточно долгое время. И все-таки мы до сих пор продолжаем недооценивать подобные процессы. К ним относится и грязевулканическая деятельность.
Сделаем несложный расчет. Перед нами крымский вулканчик, из которого сочатся вода и газ в ничтожном количестве — пол-литра в час. При такой ленивейшей работе он за миллион лет создаст яму глубиной около четырехсот метров при диаметре сто метров. И неудивительно: подземная вода, поступая на земную поверхность, испаряется, а газ уходит в атмосферу. Горные породы, лишаясь воды и газов, уплотняются.
Миллионолетний возраст имеют сравнительно молодые керченские грязевулканы. Многие из них значительно более древние. Об их деятельности свидетельствуют не только впадины, но и мощные прослои сопочной брекчии, встречающиеся среди слоистой осадочной толщи. А если учесть вдобавок, что средняя производительность многих грязевулканов превышает, по-видимому, пол-литра в час, к тому же в одном районе работает одновременно несколько вулканчиков. то не удивительно, что геологический облик всего Керченского полуострова в немалой степени определяется деятельностью таких вот групп.
На Керченском полуострове известны впадины, понижения, расположенные именно там, где находятся вершины «подземных гор» — антиклиналей. Чем не кальдеры вулканов? И достаточно крупные кальдеры: до трех-четырех километров в диаметре. Конечно, специалисты не называют их кальдерами, а предложили особый термин: вдавленные синклинали. Долгое время геологи спорили об их происхождении. А теперь данные бурения, геофизической разведки, геологической съемки убедительно свидетельствуют о том, что провалы на вершинах антиклиналей появились в связи с грязевулканизмом.
А почему возникли на полуострове антиклинали, так похожие по форме на вулканические конусы? Ведь многие миллионы лет откладывались здесь слой за слоем морские осадочные породы. Они наслаивались последовательно и более или менее ровно. Могучие геологические силы, которые подняли морское дно, создав Керченский полуостров, могли смять слои в складки, разорвать их тектоническими разломами, но создать столь ровные подземные конусы им было, пожалуй, невозможно: тут не сила нужна, а особое уменье. Корни грязевых вулканов уходят глубоко в недра, туда, где находятся сравнительно податливые неустойчивые горные породы, не выдерживающие высоких температур и очень высоких давлений, господствующих в «земной утробе» (так говаривал М. Ломоносов).
Вода, газы, обломки пород, текучая глина выдавливаются или всплывают отсюда вверх, пробиваясь сквозь толщу вышележащих осадков. Эта сила, устремленная вверх, формировала купола. А там, где нижний неустойчивый слой продавливался, шло погружение и создавались крупные впадины — синклинали. Вот и чередуются на Керченском полуострове подземные горы и впадины, антиклинали и синклинали.
Конечно, Керченский полуостров — не Камчатка: и горы тут пониже, и впадины поменьше, и вулканы, мягко выражаясь, миниатюрнее. Но если учесть глубину корней грязевулканов, если учесть, как много сделано на этом клочке земли скромными, почти неприметными «геологическими тружениками» — без взрывов, пламени, копоти, огненных рек и прочих эффектных вулканических штучек; если учесть внушительные размеры «подземных гор» и своеобразных керченских кальдер, то как не удивиться величию и мощи вулканов, которые скромно именуются грязевыми!
Автор: Р. Баландин.