Из жизни дельфинов – интервью с сотрудниками дельфинария
В живописном уголке столицы Аджарии, между черноморским берегом и огромным озером, расположился первый в Грузии дельфинарий. Летом здесь при переполненных трибунах ежедневно проходят необычные представления. Под руководством тренеров-дрессировщиков, по их знакам дельфины на глазах у зрителей выполняют всевозможные трюки: гоняют мяч, доставляют в назначенное место различные предметы, совершают головокружительные синхронные прыжки через кольца, оказывают помощь «терпящему бедствие» человеку.
— Оправдались ли те надежды, которые в свое время возлагались на изучение дельфинов? — спрашиваю я Л. Пуладзе, директора Грузинского отделения научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, которому принадлежит дельфинарий.
— Мы ведем наблюдения над этими животными на протяжении нескольких лет. — говорит он,— И на основе этих исследований пришли к твердому убеждению: подобно тому, как собака верно служит человеку на земле, дельфины могут стать нашими верными помощниками в море. Их легко обучить по определенному сигналу подносить аквалангисту, работающему под водой, те или иные предметы, забирать груз и доставлять его на поверхность в нужное место, они могут доставать со дна утонувшие предметы и выполнять многие другие действия.
Характерная особенность дельфинов — они весьма дружелюбно относятся к людям, никогда не нападают на человека, а оказавшись в неволе, очень быстро привыкают к своим воспитателям, ищут их, скучают без человека. Наверное, вам интересно будет поговорить с нашими сотрудниками, работающими с дельфинами.
С самого начала организации дельфинария всей научной работой в нем руководил доктор биологических наук профессор Андрей Евгеньевич Шевелев. Он много работал с дельфинами и пришел к выводу, что они обладают весьма высокими интеллектуальными способностями. Но к моменту моего приезда его сменил Я. И. Близнюк. который придерживается иной точки зрения.
По специальности я психолог, — говорит он, — и пытаюсь анализировать способности дельфинов с позиций этой науки. Так вот, если провести параллель между способностью к обучению у дельфинов и у других животных, то какого-то резкого отличия мы не обнаружим.
— И все же дельфины как-то выделяются среди других млекопитающих?
— Дельфин — хищник. Но если из наземных хищников во взрослом состоянии обучению поддаются только некоторые звери, то взрослого дельфина можно приручить в полном смысле слова. Более того, если наземного хищника вывести на природу, он уйдет, а дельфин, как правило, вернется к человеку. И это несмотря на то, что люди в течение длительного времени вели промысел дельфинов. Но в то же время не раз было замечено, что если с судна стреляли в какого-нибудь дельфина, то затем другие дельфины старались обходить это судно на безопасном расстоянии. Возможно, тот, кого обстреляли, каким-то образом сумел передать информацию об опасности другим животным. Интересно, что при этом дельфины связывают представление об опасности именно с данным конкретным судном, возможно, отличая его от других по характеру шума винтов или каким-то иным способом. Но они не обобщают это представление об опасности на весь род человеческий.
— Верно ли, что дельфин может привязаться к конкретному человеку?
— Нет, для них все люди — на одно лицо, ко всем они относятся дружелюбно. Например, вы могли бы прекрасно повторить с нашими дельфинами все трюки, которым они обучены. Для этого вам нужно было бы только подавать им определенные сигналы с необходимой точностью.
— Вы не будете спорить с тем, что дельфины быстро и легко обучаются?
— Да, это так. Но это еще не значит, что они обладают высокоразвитым интеллектом. Дело в том, что психологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, как оценивать интеллект у человека, и даже относительно того, что собой вообще представляет интеллект. Существуют разные школы… — мой собеседник ненадолго смолкает. — Некоторые исследователи — я с ними не согласен считают, что дельфины настолько разумны, что их не надо обучать — они сами должны все понять.
— В свое время появлялись сообщения о том, будто дельфинов можно обучить речи… На мой взгляд, весьма сомнительно, чтобы они могли даже как следует подражать. Судя по всему, способности дельфинов в этом отношении уступают даже способностям попугая. Лили, американский исследователь, одним из первых занявшийся их изучением, записал несколько слов, которым он, по его мнению, обучил дельфинов, на пленку и дал прослушать запись своим коллегам. Их заключение было единодушным — нужно иметь весьма богатую фантазию, чтобы в воспроизведенных магнитофоном звуках усмотреть слова человеческой речи.
— Вернемся в связи с этим к вопросу об интеллекте.
Близнюк пожимает плечами. Я просто приведу один пример,— говорит он. Одна черноморская страна не присоединилась к конвенции, запрещающей промысел дельфинов. Они стреляют по ним картечью, глушат взрывами, ежегодно уничтожают более 40 тысяч дельфинов. И, тем не менее, дельфины упорно мигрируют туда в зимнее время года. Где же здесь проявление разума?
— А как ведут себя дельфины по отношению друг к другу? — интересуюсь я.
— В природе во взаимоотношениях этих животных наблюдается явная кооперация,— говорит Я. Близнюк,— Например, они ведут совместную разведку рыбы, а когда косяк обнаружен, в то время как одни едят, другие не дают рыбе уйти, а потом те и другие меняются ролями.
Но если в природе у дельфинов лидерства добиваются животные физически более сильные, то в неволе привилегированного положения даже среди более старших и сильных всегда добиваются самые обученные дельфины, — это уже не физическое, а психическое превосходство.
— Дельфины часто приходят друг другу на помощь,— продолжает Близнюк.— Например, одну самку отсадили за перегородку, после чего стали кормить другое животное, находившееся в другом отсеке. Когда этот дельфин насытился, он стал брать рыбу и перебрасывать ее через стенку своей подруге.
— Что вы можете сказать относительно тех случаев, когда дельфины по собственной инициативе приходили на помощь утопающим или старались найти контакт с людьми?
— О дельфинах ходит много легенд. И нужно очень тщательно отделять реальность от мифа. Не так давно у нас в дельфинарии побывала группа американских ученых. Они сказали следующее: мы работаем с дельфинами уже много лет, за это время немало животных было нами при тех или иных обстоятельствах потеряно — именно эти обученные дельфины и являются участниками сенсационных историй, о которых идет речь.
Автор: В. Комаров.