О чем говорят насекомые?
Все мы слышали пение цикад, сверчков, кузнечиков, которые словно пиликают на «скрипке». Роль смычка берет на себя крыло насекомого. Соприкоснувшись с бугорками, они и издают знакомые всем нам звуки. Именно на этом инструменте или подобных устройствах играют сверчки, цикады, кузнечики и многие другие насекомые. Не напрасно ли их пение, какой смысл вкладывают насекомые в подобные звуки, да и есть ли он, смысл! Чтобы ответить на подобные вопросы, биоакустики изучают и пение сверчка, и общение бабочек, и устройство органов, с помощью которых они издают и улавливают звуковые колебания.
Органы речи есть не только у кузнечиков, сверчков, цикад, но и почти у всех насекомых. Только издаваемые ими звуки мы часто не слышим. Одни насекомые, например иные бабочки, предпочитают ультракороткие звуковые волны, другие — инфрадиапазон. Ни ультра-, ни инфразвуки человек не слышит.
«Говорят» насекомые на разные темы, для чего есть и разные слова, набор их невелик, иногда одно-два, иногда больше. Но этого хватает, чтобы, скажем, привлечь самку, сообщить о месте своего нахождения, предупредить противника о том, что территория уже занята. Органы слуха иногда сообщают об опасности. У некоторых бабочек, к примеру, есть собственная антенна-приемник, настроенная на ультракороткий диапазон волн. Приемник нужен не только для того, чтобы улавливать звуковые сигналы, посланные особями того же вида бабочек, но и чтобы спастись от хищной летучей мыши. Мышь ориентируется в пространстве с помощью ультразвукового радара. Его-то действие и засекает антенна бабочки которая тотчас уходит из зоны, охватываемой радаром, и спасается тем самым от летучей мыши.
Большой бражник «мертвая голова» использует свои «речевые возможности» иначе. Он любит полакомиться медом. Но как обмануть бдительность пчел и проникнуть в улей! Для этого бражник пускается на хитрость. Он издает звуки, характерные для пчелиной матки. И пчелы, охраняющие медовые запасы, дают себя провести.
Как же «говорят» насекомые? Как показывают эксперименты, насекомые реагируют не на частоту сигналов, а на ритмику пауз между ними.
Есть две гипотезы, объясняющие работу органов слуха насекомых. По одной — звуковые центры фильтруют информацию, пропуская только понятную насекомым данного вида. Другие звуки попросту отметаются строгими фильтрами. Но новые экспериментальные данные показывают, что и фильтры пропускают довольно широкий диапазон волн, и не только понятную информацию. Скажем, тот же сверчок слышит не только сигналы, издаваемые своим собратом, но и пение комара, переговоры бабочек.
Скорее всего, и в этом вторая гипотеза, в нервных центрах насекомых есть эталоны звуковой информации — матрицы, помогающие различать нужные «слова» в их небогатом языке. Такая матрица — своеобразный вид слуховой памяти.
Изучая законы общения насекомых, специалисты преследуют и практические цели. Звуками можно привлекать или отпугивать вредителей. Интенсивность и частота «речи» расскажут энтомологам, сколько насекомых в данный момент есть на определенной территории и даже о самочувствии ее обитателей. Ибо от физиологического состояния насекомых меняются и характеристики их «речи».
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.