Оптический пульсар X Персея
Звезда X Персея, в спектре которой есть линии излучения (спектральный класс Ве), привлекла внимание астрофизиков в 1974 году, когда было обнаружено ее рентгеновское излучение. Рентгеновская светимость источника невелика, всего 5*1033 эрг/с. Сама звезда не может быть таким источником рентгеновского излучения, значит, у нее есть невидимый спутник. В 1975 году Дж. Хатчингс (США), исследовав многолетние данные о смещении линий в спектре X Персея, установил, что это — двойная система с орбитальным периодом 580 дней. Большое значение орбитального периода приводило к заключению, что масса невидимого компонента огромна. Вероятно, это — черная дыра.
Загадка системы X Персея стала еще более интригующей, когда выявили пульсации рентгеновского излучения источника — он оказался рентгеновским пульсаром, период которого равен 13,9 мин. Пульсаром может быть нейтронная звезда, но не черная дыра. Как совместить большую массу и пульсации излучения? Возникло предположение, что невидимый компонент системы X Персея состоит из нейтронной звезды (пульсар) и черной дыры, то есть система X Персея — тройная. Ни доказать, ни опровергнуть это утверждение не удается до сих пор.
Американские ученые Т. Мазех, Р. Трефферс и С. Вогт обнаружили, что интенсивность водородной линии излучения Н в спектре X Персея меняется, причем период точно совпадает с рентгеновским: он также равен 13,9 млн. По-видимому, оптические пульсации появляются из-за того, что в системе X Персея поглощаются и переизлучаются рентгеновские фотоны. Переменное рентгеновское излучение возбуждает и оптическую переменность с тем же периодом. Но где происходит поглощение? Вблизи гипотетической нейтронной звезды или в веществе, вытекающем из Ве-звезды? Вопрос так и остался открытым.