Микробы — золотоискатели
Это не какие-нибудь уникальные микроорганизмы, а самые обыкновенные, встречающиеся вокруг нас повсеместно. Но обыкновенные они не только потому, что обыкновенно встречаются вокруг нас. Они очень «буднично» делают огромную биогеохимическую работу на планете. Микробы концентрируют в ионной форме рассеянные атомы химических элементов. О грандиозных масштабах таковой их деятельности мы знаем еще из трудов нашего известного украинского ученого В. И. Вернадского.
Микроорганизмы участвуют и в выщелачивании минералов, содержащих сульфиды с золотом. Благодаря этому золото переходит из связанной формы в ионно-растворимую. Такое «микробиологическое» разрушение минералов, извечно творимое в природе, делает этот металл доступным для технологической разработки.
Кроме того, микробы собирают вместе мелкие, если не сказать мельчайшие, частицы золота и из рассеянного состояния в рудах. Такие частицы называют тонкодисперсными. Понятно, что, «приручив» микробы, можно было бы решить не одну технологически сложную задачу.
И вот перед клетками трех видов актиномицетов и одного вида метилобактерии поставили задачу: кто больше извлечет золота из рудных материалов. Культуры клеток смешали с агар- агаром и пропитали этой смесью кусочки полиэтиленовой губки. Затем прорастили и поместили в жидкую пульпу, приготовленную из двух разных золотоносных материалов. Через двое суток губки растворили в кипящей водке и пробы раствора подвергли атомно-абсорбционному анализу.
Все виды клеток за это время, оказывается, успели поглотить много золота: актиномицеты аккумулировали до 5,7 процента его из глинистой руды и до восьми процентов из сульфидного концентрата.
Метилобактерии показали более слабые результаты — они извлекали из руд не более одного процента содержавшегося там золота.
Все это свидетельствует о возможности микробиологических объектов выполнять трудную и сложную работу: извлекать микронные частицы металлов из рудного сырья и накапливать их в больших количествах.