Акулья проблема
Небольшие акулы, встречающиеся в Балтийском море, скромно ограничивают свой аппетит рыбой, им и в голову не придет питаться странным зверем, именуемым «человек». Иногда в Скагерак и Каттегат заходит, покинув свои арктические угодья, восьмиметровая полярная акула, но и ее не привлекает живой человек — она предпочитает рыбу и мертвечину. Всего на свете насчитывается около двухсот пятидесяти видов акул, и только двадцать девять из них относятся к разряду опасных. Большинство либо чересчур малы, либо вялы, либо слабосильны, чтобы нападать на человека. Иные обитают так глубоко, что обычно ни моряки, ни тем более купальщики с ними не сталкиваются. У полярной акулы есть куда более рослые безобидные родичи — например, китовая акула, достигающая в длину двенадцати метров!
Правда, можно сомневаться в безобидности китовой акулы после того, как недавно, вспоров живот одной такой рыбины, пойманной поблизости от Филиппинских островов, обнаружили сорок семь пуговиц, три кожаных ремня и девять башмаков! Утешимся тем, что в данном случае нашлось довольно простое объяснение, избавляющее от страшных догадок.
Дело в том, что у китовой акулы… нет зубов, ей нечем кусаться, ее челюсти оснащены китовым усом. Подобно усатым китам, она плавает с широко раскрытой пастью, фильтруя планктон и прочую съедобную и несъедобную мелочь, в том числе пуговицы и кожаные изделия…
Китовая акула.
Да и не так уж много людей — вопреки всем жутким историям — оказывается жертвами двадцати девяти видов акул (самая прожорливая из них двенадцатиметровая белая акула). Один австралийский специалист, доктор Копплесон, вел у себя на родине строгий учет всех случаев, когда кто-нибудь был съеден или хотя бы укушен акулой. А надо сказать, что в Австралии это, по-видимому, происходит чаще, чем где-либо. И что же оказалось? За полвека у австралийского побережья акулы нападали на людей, всего лишь около ста раз (то есть в среднем два таких случая на год).
Таким образом, представление, будто океаны кишат кровожадными акулами, которые только о том и мечтают, чтобы сглотнуть зазевавшегося человечка, не очень-то обоснованно. Тогда уж куда опаснее переходить улицу или, скажем, играть в футбол. Копплесон сообщает, что акулы губят куда меньше людей, чем змеи, быки, пауки, молния и даже скаковые лошади…
Тем не менее, страх перед акулами — неоспоримая реальность. В этом убедились американцы в годы второй мировой войны, когда участились полеты над Тихим океаном. Говорят, что боязнь перед японцами была ничто по сравнению с опасением отважных летчиков очутиться в водной стихии в обществе акул… Это опасение оказалось настолько деморализующим, что военно-морские силы США занялись тщательным изучением акульего вопроса. Как защитить летчика, оказавшегося в волнах океана, от коварного морского людоеда? Постепенно удалось найти решение.
Зоологи установили, что акулы, как правило, избегают есть спрутов и прочих моллюсков, выделяющих чернильную жидкость. Далее, акулы явно не переносят близкого соседства с дохлыми сородичами, которые уже разлагаются. Так, в местах, где население постоянно ловит акул, рыбаки рассказали, что если вовремя не проверить старую снасть и не убрать добычу, то акулы надолго исчезают из этих вод.
Важное наблюдение! Но ведь не снабдишь же каждого летчика запасом гнилого акульего мяса, которое можно в случае чего швырять в пасть хищницы… Оставалось только выяснить, что за вещество вызывает у акулы такое отвращение. Провели опыты с акульим мясом, извлекли из него соответствующие химические соединения и испытали их на живых акулах. В конечном счете, после долгих проверок, пришли к заключению, что загадочное «устрашающее вещество» — уксуснокислый аммоний. Итак, два компонента: аммоний и уксусная кислота. Испытали их врозь и установили — акула не выносит уксусной кислоты.
Одновременно другие опыты показали, что примерно так же действует на нее медный купорос. Напрашивался новый вариант: проверить, как подействует гибрид уксусной кислоты и медного купороса — иначе говоря, уксуснокислая медь.
Выбрав место, где в изобилии попадались акулы, в воде подвесили на трех лесах куски мяса. По соседству с приманкой привязали мешочки с уксуснокислой медью. Получилось именно то, чего хотели ученые. Время от времени к приманке подлетала акула, нюхала мясо, а то и хватала его зубами, но стоило ей учуять уксуснокислую медь, как она стремглав уплывала.
Правда, в стаде акула ведет себя не так, как одиночная хищница. Требовалось выяснить, подействует ли новое средство так же сильно на стадо. И оказалось, что оно действует — сколько бы акул ни собралось вместе! Исследователи щедро разбрасывали самую лакомую для акул приманку, но едва добавляли ведро-другое рыбы, пропитанной ацетатом меди, как акулы с отвращением удалялись.
Задача решена — боевой дух восстановлен! Летчикам вручали черную лепешку в марлевой оболочке. Она легко растворялась в воде и состояла из одной части уксуснокислой меди и четырех частей нигрозина, сильного черного красителя, создающего «дымовую завесу», которой может позавидовать любой спрут. Это средство применяется и сейчас. Но, хотя оно себя неплохо оправдало, ученые, стремятся его усовершенствовать. Не так давно собралась конференция «акульих экспертов» из США, Австралии, Южной Африки и Японии, после чего была создана специальная комиссия, которой поручили собирать по всему миру материал, способствующий решению «акульей проблемы».
Задача состоит, в частности, в том, чтобы выяснить — когда и почему акула нападает на человека. А на эти вопросы обычно ответить нелегко, тем более, что ни свидетели, ни жертвы нападения, как правило, не занимаются анализом…
Да и трудно представить себе более непостоянное существо, чем акула. Бывало, жертвы кораблекрушений часами плавали в море в окружении акул, которые только «нюхали» их — но не кусали. Вместе с тем известны случаи, когда акула нападала на человека в местах, где ее до того вообще не видели. Так, летом 1916 года на протяжении десяти дней в районе Нью-Джерси (США) четверо были съедены акулой и пятый сильно искалечен. Людоедку удалось поймать, в ее желудке обнаружили кости и мясо человека. И что же — после этого атаки прекратились; видимо, пойманная акула и была повинна во всех жертвах.
Разбирая случаи, когда истребление одной хищницы влекло за собой прекращение нападений на людей, хотя акулы в этих водах оставались, Копплесон заключил, что даже самые опасные из двадцати девяти кровожадных видов в обычных условиях не склонны атаковать человека. Видимо, существуют отдельные, особенно агрессивные особи, для которых это свойство — приобретенное. Известно, что львы и тигры вообще не являются людоедами, но при известных обстоятельствах могут ими стать.
Акула может быть спровоцирована на нападение тем, что в воде присутствует кровь. Люди, занимающиеся подводной охотой в акулоопасных водах, сообщают, что даже обычно безопасные виды акул способны преследовать ныряльщика, у которого на поясе привязана свежая добыча.
И наконец, не исключена возможность того, что иные люди выделяют какое-то вещество, привлекающее акул, или, напротив, не выделяют вещества, которое отталкивает хищниц. Такова одна из многих проблем, стоящих перед новой комиссией. Возможно, что ей удастся опровергнуть известное утверждение Жака-Ива Кусто, который сказал: «Чем больше мы знакомимся с акулами, тем меньше о них знаем; невозможно предусмотреть, как поведет себя акула в следующий миг».
Во всяком случае, можно в известной мере сориентироваться в момент атаки акулы! Акула, плывущая с разинутой пастью, не видит атакуемого, так как ее глаза при этом закрываются. Итак, даже если вы забыли сунуть в кармашек трусов «антиакулин», у вас есть надежда на спасение…
Автор: Бенгт Шегрен, перевод со шведского.