Морские чудовища
Уже много веков занимает умы великая тайна: что за чудища обитают в глубинах океанов? Впрочем, многие моряки, всю жизнь проведшие в плаваниях, не видят тут никакой тайны. Они уверены, что мировые океаны — обитель не менее полудюжины неизвестных науке гигантов. Зато есть ученые, которые начисто отрицают возможность существования подобных чудовищ, а появляющиеся время от времени сообщения о встречах с ними отметают как вздор.
Рассматривая доводы «за» и «против», как-то невольно отдаешь предпочтение свидетельствам мореплавателей. Что ни говори, они очевидцы; ученые выступают лишь в роли судей, заранее настроенных в пользу господствующей догмы.
Совсем недавно специалисты не хотели признавать существование в Конго странного животного, о котором рассказывали местные жители. Африканцы упорно твердили, что в лесной чаще прячется от людей полулань, полулошадь. Вздор, отвечали зоологи, это не новый вид, а заблуждение невежественных туземцев. Конголезцы представили доказательство — шкуру животного. Специалисты изучили ее и изрекли, что шкура принадлежит либо ублюдку, либо гибриду. В конце концов, Генри Джонсон решил подойти к вопросу эмпирически: сам отправился в леса, чтобы убедиться, кто прав. Он добыл там животное, которое известно нам теперь под названием окапи.
Рассказы о гигантах глубин насчитывают уже около трех тысячелетий. Древние китайские легенды, мифология греков, норвежцев и полинезийцев изобилуют описаниями морских тварей, отличавшихся исполинскими размерами и устрашающим видом. Не столь красочные, более трезвые сообщения о встречах с чудовищами неоднократно поступали и в пятидесятых годах прошлого столетия. Сколько ни возражай ортодоксальная наука, трудно поверить, чтобы эти рассказы, будь они лишены всякой фактической основы, могли бы столь широко распространиться и отличаться таким сходством в деталях и такой долговечностью.
В 1953 году один австралийский ныряльщик после очередного погружения в южной части Тихого океана рассказал о встрече, которая дала бы древним пищу для престрашной истории. Австралиец испытывал новейшее снаряжение, хотел побить рекорд погружения в океане. Вот что он рассказывает:
«Пока я погружался, меня неотступно с явным любопытством сопровождала четырехметровая акула. Она кружила около меня, но атаковать как будто не собиралась. Мне было интересно, на какую глубину она погрузится. Наконец я очутился на подводном уступе, дальше простиралась черная пропасть, которая казалась бездонной. Акула отстала от меня метров на шесть по глубине, всего нас разделяло около девяти метров.
Продолжать погружение было опасно. Я стоял, глядя в бездну; акула ждала, что я буду делать дальше. Вдруг вода стала заметно холоднее. Почему-то быстро падала температура, одновременно я приметил, как из пучины поднимается какая-то черная масса. Она всплывала очень медленно. Когда на нее пал свет, я увидел нечто огромное — площадью около акра — темно-коричневого цвета, плоское, с бахромой по краям. Существо вяло пульсировало. Я не сомневался, что это — живое создание, хотя не видел ни глаз, ни конечностей.
Продолжая пульсировать, страшное видение поднялось выше меня; стало совсем холодно. Акула замерла неподвижно, парализованная то ли холодом, то ли страхом. Завороженный, я наблюдал, как коричневое чудовище достигло акулы и коснулось ее «спиной». Акула вздрогнула, потом безвольно погрузилась в тело чудовища.
Я стоял неподвижно, не смея шевельнуться. Так же медленно, как всплыла, коричневая тварь погрузилась в пучину. Она исчезла во мраке, и вода снова потеплела. Один Бог знает, что это было за существо. Но я не сомневаюсь, что его породила первобытная слизь неизведанных глубин».
Можно только гадать, есть ли связь между этим рассказом и другими, более трагическими событиями. В 1937 году немалый переполох вызвали в Австралии вести о загадочном исчезновении ныряльщиков (преимущественно японских ловцов жемчуга) в прибрежных водах. Так, «Мельбурн Лидер» сообщала про такой случай. Шкипер японской жемчугопромысловой шхуны «Ямта Мару» нырнул, чтобы добыть жемчуг с затонувшего судна. Он своевременно дал сигнал к подъему, но матросы извлекли из воды только канат и шлем. Тотчас в воду бросились другие ныряльщики. Они ничего не нашли.
Седьмого августа 1938 года «Санди Тайме» сообщала: японец Macao Мацумо нырнул с люгера «Фелтон» возле острова Дарнлей, не далеко от Дарвина. Дал сигнал поднимать. Товарищи вытащили из воды его шлем, пояс и корзину с жемчужницами. Тут же несколько человек нырнули за ним, но не нашли ничего — Macao Мацумо исчез на глубине — 240 футов.
А теперь обратимся к более ранним свидетельствам. В январе 1879 года корабль «Балтимор» шел Аденским заливом, направляясь в Индию. Майор Г. Сениор слонялся по палубе и поглядывал на волны; находясь в здравом уме и твердой памяти, он увидел морского змея. Майор завопил благим матом; крик привлек пассажирку миссис Гринфилд и судового врача К. Хелла. Они посмотрели туда, куда смотрел Сениор, и увидели то же, что он. Собрались еще люди, всполошились корабельные офицеры.
По словам майора Сениора, чудовище находилось на расстоянии пятисот ярдов от судна и двигалось так быстро, что он не мог различить, гладкая у него кожа или покрыта чешуей. Вот как майор описывал морского змея: «Голова и шея, толщиной около двух футов, вздымались над водой на высоту примерно шести — девяти метров. Поднимаясь, чудовище широко разевало пасть, потом смыкало ее, стремительно уходя под воду, чтобы тотчас появиться вновь в ста ярдах от места погружения.
Тело совсем не показывалось, оно, видимо, было глубоко, так как на поверхности воды не появлялось никаких завихрений. Лишь иногда что-то всплескивало на некотором расстоянии от головы, вид которой напоминал известные мне изображения драконов. Морда смахивала на бульдожью.
Перед тем как нырнуть, чудовище роняло голову на воду, словно полено. И по обе стороны шеи на высоту пяти метров взлетали брызги, видом напоминавшие крылья», 14 октября 1879 года в 17.30 морского змея наблюдали в Суэцком заливе офицеры и команда британского военного корабля «Филомел». Змей поднимался из воды на пять метров, показывая спинной плавник. Голова была темно-серая, с огромными челюстями; снизу розоватая, дальше, к брюху, тянулась темно-красная полоса. Чудовище напоминало то, которое видели с «Балтимора»; сходными были и его движения.
Есть также описание схватки морского змея с китом. Утром 5 апреля 1879 года «Кюсю Мару» шел недалеко от мыса Сатано; в это время на глазах у капитана Девидсона и старшего штурмана Маккени вдруг выпрыгнул из воды кит. Зрелище было настолько необычное, что оба тотчас схватили свои бинокли.
Снова прыжок! На этот раз они заметили, что за брюхо кита что-то цепляется. Третий, еще более мощный прыжок — и «нечто огромное, толщиной с мачту, напоминающее змею, поднялось метров на шесть над поверхностью моря». Несколько секунд спустя это нечто упало обратно в воду и исчезло «вместе с китом, который больше не показывался».
А в 1874 году чудовище опрокинуло шхуну «Перл». Произошло это на глазах у многих пассажиров парохода «Стретоуен», шедшего из Коломбо в Мадрас. Несколько индийских газет опубликовали их трагический рассказ, полностью подтвержденный свидетельствами пяти спасшихся с «Перла».
Шхуна водоизмещением 150 тонн попала в штиль на 8″50′ северной широты и 84 восточной долготы, где и встретилась со «Стретоуеном». Внезапно над морем в полумиле справа от «Перла» поднялась какая-то огромная коричневая масса. Команда была уверена, что это не кит, не морской змей и не скопление водорослей.
Вооружившись винтовкой, капитан выстрелил наугад в массу. Она немедленно пришла в движение. Существо было настолько громадным, что легко опрокинуло «Перл», и шхуна затонула. Подойдя вплотную, пароход подобрал пять человек.
Два старых морских волка, капитан Гарриман и Смиту подвергли сомнению все встречи с морскими змеями. Им удалось выловить «чудовище». Сорванные со дна огромные растения плавали на беспокойной поверхности моря, производя впечатление живых существ. Об одном из них авторы писали: «…чудовищная водоросль, длиной до ста футов, толщиной около четырех, вся покрыта морскими паразитами, причем торчавший над водой корень напоминал движущуюся голову».
Нет никакого сомнения, что в некоторых случаях происходил обман зрения. Но не во всех! Никакое растение, даже самое гигантское, не может развить скорость в пятнадцать-шестнадцать узлов, мчаться со скоростью сорока миль в час, нестись, как моторная лодка. В июне 1906 года в «Записках Зоологического общества» приводилось описание морского чудовища, которое лично наблюдали два зоолога — Майкл Николь и Мид Уолдо. Они видели его у берегов Бразилии 7 декабря 1905 года в 10.15, находясь на борту «Валгаллы».
Напоминавшая черепашью голова с большой темно- коричневой «гривой» поднималась над водой на высоту семи-восьми футов. Размеры туловища определить не удалось; во всяком случае, оно было «внушительным». Плывя параллельно с судном, которое шло со скоростью восьми с половиной узлов, чудовище обогнало его, вызвав волну, затруднившую наблюдение. Когда оно нырнуло, на поверхности моря возникло завихрение, словно от подводной лодки. Большая часть команды «Валгаллы» успела полюбоваться странным зверем; никто из них до тех пор не видел ничего подобного.
Сенди Бич, маяк на Большом Барьерном рифе в Австралии, славится как место, с которого будто бы легко увидеть морского змея. Многие поколения жителей островов Большого Песчаного и Френсер так часто наблюдали морского змея, что для островитян он стал заурядным зрелищем. Есть сведения, что и белые несколько раз наблюдали его. Эти данные не вызывали у меня сомнения, пока я недавно не прочитал, что австралийское правительство собирается включить Барьерный риф в число туристских объектов. Такие вещи меня всегда настораживают…
10 июня 1880 года «Нью-Йорк Таймс» сообщала о находке огромной туши, которая плавала в море брюхом кверху. Моряки подошли к ней на лодках и принялись отплясывать на брюхе.
Часть еще большей туши была выброшена волнами на берег Флориды 1 декабря 1896 года. Длина «куска» была двадцать один фут, ширина — семь футов, вес — около семи тонн. «Америкен нетьюрелист» поместил фотографии. Профессор А. Берилл объявил, что это только часть животного. Никому не удалось определить, о каком животном шла речь. 16 июня 1928 года в «Нью-Йорк геральд трибюн» можно было прочесть о находке еще одной туши, на этот раз на берегу залива Фонсека в Сальвадоре. Длина животного была около девяноста футов, кожа покрыта черными и белыми полосами. И снова никто не смог определить вида.
Чарльз Форт в своих книгах собрал целую «коллекцию» всевозможных чудовищ, но на знакомство с ними потребуется не меньше месяца. Обратимся лучше к «продолжателю» дела Форта журналу «Даубт», издаваемому «Обществом Форта».
В № 20 «Даубта» сообщается о скелете, найденном на западном берегу Ванкувера, между заливами Эффиигем и Юзлесс: «Это чудовище было сорока пяти футов в длину». Еще находка сделана 4 сентября 1947 года в районе Линн Бич, Бостон: «Пятьдесят футов, если не больше».
9 декабря 1947 года Р. Фурстер, директор Управления рыбопромысловых исследований Канады, сообщил свое заключение о скелете, найденном на Ванкувере. «Я совершенно сбит с толку… Это самая странная особь, какую я когда-либо встречал». Другой специалист, сотрудник Тихоокеанской биологической станции Альфред Тестен, заявил, как сообщала печать, что это «во всяком случае, не кит и не акула». Позднее Фурстер изменил свое мнение и заключил, что скелет принадлежал одному из видов акулы.
Одна из трудностей, которые возникают перед авторами статей, вроде этой, — определить, когда перечисление свидетельств перестает производить впечатление, становится утомительным. Ограничимся указанием, что приведенные здесь примеры можно было бы многократно умножить.
Наша планета на три пятых покрыта водой. Сколько бы ни было у нас кораблей, самолетов, подводных лодок, водолазного снаряжения и исследовательских приборов, огромные области океана остаются вне нашего поля зрения, и есть еще совершенно не исследованные глубины. Мы знаем о морях много, но пройдет еще немало времени, прежде чем мы будем знать все.
Доказательством может послужить тот факт, что рыбаки островов в районе Мадагаскара на протяжении многих поколений ловили рыбу, у которой были конечности. Они настолько к ней привыкли, что не задумывались над странностью ее вида, который для ученых-догматиков оказался совершенно неожиданным.
Одна такая рыба попалась на глаза любознательному человеку, опознавшему в ней целаканта, существо, которое, по всем данным, вымерло минимум десять миллионов лет назад (по другим оценкам — пятьдесят миллионов лет). В 1954 году, собрав все опубликованные сведения о целакантах, убедились, что наблюдали шестнадцать особей; пятнадцать были выловлены и изучены, шестнадцатую сфотографировали под водой. А ведь речь идет о рыбе, исчезновение которой относили ко времени в тысячу раз более древнему, чем пора возникновения человека!
27 января 1955 года «Ливерпуль Эко» поместила сообщение Рейтер о поимке в проливе Лонг-Айленд маленького («способного пройти в игольное ушко») моллюска столь древнего происхождения, что он не был даже известен по окаменелостям. Газета назвала этот факт «еще более сенсационным для науки», чем открытие целаканта.
Если сопоставить размеры особи с обширностью исследуемой области да еще учесть частоту экспедиций, то мне кажется, что стофутовому морскому змею легче избежать поимки на трех пятых площади земного шара, чем миниатюрному моллюску скрыться в проливе Лонг-Айленд.
Упомянутый моллюск и целакант очень, очень долго скрывались от науки. Без сомнения, есть другие, более крупные существа, которые еще не извлечены из своих убежищ.
Автор: Эрик Френк Рассел, перевод с английского.