Великие потопы
Библейская легенда о всемирном потопе заимствована, во всей видимости, из ассирийского сказания, записанного на обожженных глиняных табличках, которые хранились среди других таких же табличек в своеобразной библиотеке ассирийского царя Ашптурбанппала (он жил в 668—631 годах до нашей эры). Легенды о потопе есть и в преданиях других народов. Что послужило основой этой легенды? В современной научной литературе принято считать, что легенда о всемирном потопе — гипербола.
Человечество переживало разрушительные потопы, однако они были отнюдь не всемирными, а местными. Они могли заливать обширные пространства низменных участков суши и приносить страшные беды: уничтожать посевы, разрушать жилища и нести гибель животным и людям. Память о таком ужасном бедствии, передаваясь из поколения в поколение, превращалась у народов пострадавшей страны в легенду о всемирном потопе.
О масштабе подобного бедствия могут дать представление два примера, приводимые академиком Л. С. Бергом. В конце позапрошлого века в низовьях Ганга (в Индии) цунами — волна, вызванная моретрясением, имела высоту около 12 метров. Внезапно пробежав по реке от впадения ее в море до мест, удаленных от дельты на несколько сотен километров, она затопила речную долину, причинила громадные разрушения и вызвала гибель 300 тысяч человек. Подобная же волна, прошедшая в 1876 году по реке Брамапутре — опять-таки в Индии, — имела высоту 14 метров. Она затопила площадь около 7 тысяч квадратных километров. Наводнение унесло около 100 тысяч человеческих жизней.
«Потопы», вызванные цунами, при которых высота воды в долинах рек и у морских берегов поднимается на десять и более метров случаются и в настоящее время, особенно у берегов Японии, Гавайских и Курильских островов. Теперь, когда выяснена причина возникновения этих волн, они не представляют такой грозной, как полвека и более назад, опасности для людей. На всех опасных в этом отношении побережьях есть служба предупреждения.
Можно предполагать, что в далеком прошлом высота волн цунами могла быть более значительной, ибо сами моретрясения были более мощными.
Моретрясения не единственная возможная причина больших наводнений. Разрушительные потопы могут быть вызваны сочетанием загонных ветров с моря и сильных ливней или таяния ледников в горах, что приводит к мощным разливам рек. Эти объяснения вполне убедительны, чтобы развенчать библейскую легенду о потопе. Они тем более убедительны, если учесть, что в древности и территории и численность населения государств были по большей части невелики.
Однако многочисленные факты, известные науке, говорят о том, что низменные участки побережий всех континентов некогда надолго затоплялись морем и, наоборот, морские мелководья когда-то были сушей. Как объяснить подобное непостоянство береговой линии? Если море накатывалось на сушу, значит, потоп (или потопы) был; если это явление наблюдалось одновременно и на всех континентах, значит, его можно назвать всемирным?
«Нет!» — отвечают на этот вопрос геологи, придерживающиеся неотектопической теории — теории геологически недавних вертикальных движений земной коры. Изменчивость во времени береговой линии морят, говорят они, можно и следует объяснять тем, что земная кора подвижна. Она обладает способностью то прогибаться, то вздыматься в широких пределах — до нескольких километров в ту и другую сторону по отношению к современному уровню океана. В недрах горных хребтов находятся осадочные породы —неоспоримые доказательства в пользу того, что на их месте некогда расстилались морские просторы. Обитавшие в этих морях животные и растения умирали, и останки их накапливались в мощных слоях морских осадков — мощных потому, что существование моря на этом месте было длительным. Позже могучие тектонические явления вздыбили морское дно, изогнули его в складки и подняли над уровнем океана. Более слабые движения земной коры могли привести к поднятию или опусканию прибрежных участков.
Если в этом случае наступление моря на сушу называть потопом, то никак нельзя считать его всемирным. Ведь в каждом отдельном случае он был местным, происходил на ограниченной территории.
Такое представление в настоящее время преобладает среди геологов. Тем не менее, некоторые факты указывают, что в геологической истории Земли были не только местные, во и всемирные — захватывавшие одновременно все континенты — потопы.
На островах Арктики и в Антарктике — близ полюсов Земли — в мощных скоплениях льда сконцентрировано громадное количество воды. Известно, что вода эта атмосферного происхождения. Когда-то, замерзнув на суше, она не вернулась обратно в океан, и это вызвало понижение его уровня по сравнению, например, с третичным периодом, в котором оледенения в полярных областях не было. Если бы полярные льды растаяли, то, по подсчетам ученых, уровень океана поднялся бы на 40—50 метров. Выходит, что жители приморских стран живут на территории бывшего морского дна.
Геологи признают, что размер приполярных ледяных покровов не оставался неизменным. Ледники эти то уменьшались, то снова увеличивались, а, следовательно, вода то возвращалась в океан, то вновь из него изымалась — уровень океана колебался. Наконец, о колебаниях уровня океана свидетельствуют морские террасы — следы давней деятельности морского прибоя. За последние годы по ним собран большой фактический материал. Одинаковые по высоте и возрасту террасы прослеживаются на побережьях всех континентов и многих островов.
Три перечисленных факта явились основой для выдвинутой в начале прошлого столетия гипотезы о ледниково-эвстетических колебаниях уровня океана, то есть колебаниях, связанных с непостоянством областей оледенения.
С помощью этой гипотезы можно вполне удовлетворительно объяснить, например, происхождение монастирской и тирренской террас. Однако высоту милацкой террасы, превышающей 55 метров, с ее помощью можно объяснить лишь с некоторой натяжкой, сделав предположение о большем по сравнению с подсчетами количестве «замороженной» в приполярных ледниках воды. Высоту же сицилийской, а тем более плезанской террас ледниковая гипотеза не может объяснить самостоятельно. Поэтому некоторые ее сторонники вынуждены выдвигать предположена либо о постепенном, идущем повсюду с одинаковой скоростью подъеме всех материков, который якобы происходит в четвертичном периоде, либо о передвижении береговой линии в сторону открытого моря, вызванном поднятием края континента и опусканием прилегающего к нему участка морского дна.
Еще труднее с помощью ледниковой гипотезы объяснить происхождение террас на дне моря — Ноетской, Еиллафранкской, Гримальдкиской. Подсчеты, исходящие из предположительных размеров ледников в максимальные фазы оледенения, говорят, что уровень океана мог понизиться лишь на 75—100 метров от современного.
Автор: Г. Линдберг.