Пернатые архитекторы
Гнездо весит две тонны! И выстроил его не какой-то великан, а белый аист. Так же как и белоголовый орлан, он всю жизнь надстраивает свое гнездо, каждый год, добавляя все новые и новые ветки и прутья. Постепенно оно превращается в громоздкое сооружение. Одно из таких гнезд имело в высоту четыре метра и в ширину два с половиной. Тридцать шесть лет строили его птицы, пока, наконец, оно не рухнуло на землю вместе с деревом во время урагана. В другом знаменитом гнезде, которое было построено белым аистом в 1549 году, и сейчас живут птицы. А у зуйка гнездо — «без гнезда». Желтоватые, с темными прогалинками и пятнышками яички лежат прямо на песке или среди гальки. Но попробуйте отыскать их — это вам вряд ли удастся. Окраска яиц так сливается с окружающими камешками, что они совершенно незаметны. На Земле живет более 8 тысяч видов птиц, и каждая птица строит свое гнездо по-своему.
В далекие от нас времена, когда птицы только произошли от рептилий, они, видимо, еще не могли насиживать яйца, согревая их своим теплом. Может быть, они закапывали яйца в почву, перемешанную с гнилой древесиной. Ведь когда древесина гниет, она сильно нагревается. А может быть, оставляли яйца просто на солнцепеке. В этом нет ничего невозможного. И в наши дни так выводят потомство не только многие рептилий, но и птицы. Одни из них выкапывают в песке неглубокую ямку, в которую самка откладывает яйцо, другие строят гигантские земляные гнезда-насыпи.
Шло время. Птицам все легче удавалось сохранять тепло своего тела постоянным. Пернатые начали сами насиживать яйца, и птиц становилось все больше и больше. Это и понятно. Зародыши в яйцах рептилий развиваются иногда месяцами, а у птиц потомство выводится за несколько недель. И чем короче делался период насиживания, тем меньше гибло птиц от хищников. Наверное, и сам способ насиживания возник оттого, что птицы стали охранять яйца, прикрывая их своим телом.
Первое гнездо было очень примитивным: простое углубление в земле, где без всякой подстилки лежали яйца. Постепенно гнездо усложнялось. Птицы стали выстилать дно ямки разными травинками, собирая их поблизости, пухом, перышками. Появились стенки из сплетенных веточек.
Научились птицы прятать от хищников свои гнезда в дуплах, норах и пещерах. Мастерили их на отвесных стенах утесов, скал, зданий. Укрепить гнезда на таких кручах было трудно, и разные птицы делали это по-своему. Стали птицы спасать свои яйца и от затоплений, сооружая гнезда на кочках или строя из грязи гнездо-башенку с лотком на вершине.
И еще одним уменьем обзавелись птицы: защищать свое потомство от холода и ветра. С ветреной стороны делали они гнездо более прочным, а в холодную погоду утепляли его мохом. Но иногда птицам больше хлопот доставляло солнце, а не холод, вот и стали пернатые строить крытые гнезда. Крыша просто необходима для жизни маленьких птиц: оказавшись под прямыми лучами тропического солнца, они быстро погибали.
Интересно, что крытые гнезда птицы делали всегда одинаково. Вначале строили ровную площадку, затем сооружали на ней боковые стены, а потом уже возводили крышу. Такая последовательность не случайна. Она свидетельствует о том, что строительство крытых гнезд развилось постепенно. Все это происходило в процессе эволюции. Вот почему так много самых различных гнезд.
В труднодоступных чащобах можно найти подвешенное на кустах в одном-двух метрах от земли гнездо. Его хозяйка — длиннохвостая синица. Шесть недель из моха, волоса, лишайников, перьев и паучьей паутины сооружает она свой «дом». Две тысячи перьев нужно для такого гнезда! В нем синица откладывает белые, с красными точками яйца и выводит два раза за лето по семь-двенадцать птенцов.
Трогоны, якамары и некоторые попугаи прячут свои гнезда в чужих «квартирах». Птицы роют их… в термитнике. По мере того как они это делают, насекомые тут же возводят новые стены, отгораживаясь от непрошеных гостей. В конце концов, образуется длинный коридор, и между птицей и насекомыми никакого общения нет. Больше того, многие птицы, которые живут в гнездах общественных насекомых, обычно не едят их.
Вы, вероятно, слышали о съедобных «ласточкиных гнездах». Правда, это гнездо стрижей-саланганов, которых неправильно называют ласточками. Эти быстрокрылые птички гнездятся на скалистых побережьях Тихого океана. Пищи им хватает: дующие с суши ветры выносят много мелкой живности. А прибрежные скалы — хорошая опора для гнезда. Только со строительным материалом у них плохо: в море не соберешь перышек и веточек. Тем более птицам, приспособленным к полетам над гладью океана, трудно летать над землей. Поэтому у саланганов твердеющая на воздухе слюна стала основным строительным материалом. Строят свое маленькое гнездо эти птицы около сорока дней.
Удивительные гнезда сооружают африканские ткачики. Их «многоэтажный дом» похож на стог сена на дереве. Гнездо бывает до двух метров в толщину и до пяти метров в диаметре. Сверху плоское и, как решето, усеяно десятками отдельных камер. У каждой пары ткачиков своя «квартира», а у самцов еще и отдельная «спальня». Некоторые птицы прячут свои квартиры под плотным покровом веток колючих деревьев. Так, один из ткачиков строит над гнездом укрытие из колючек, а другой прославился тем, что защищает вход в свое гнездо колючими прутиками. Среди хищников, которые любят полакомиться птенцами, больше всего змей, особенно в тропиках. Поэтому некоторые ткачики строят крытые гнезда с длинным входным коридором. Однажды ученые наблюдали в Восточной Африке, как зеленая древесная змея пыталась вытащить птенцов из такого гнезда. По длинной ветке она добралась до него, но так и не смогла пробраться через узкий трубчатый вход, длина которого была тридцать сантиметров.
Совы сами не строят гнезда, а занимают чужие, уже готовые, и ведут себя в них как дома. А сокол кобчик отнимает гнезда у грача или вороны. Огромные гнезда-насыпи сооружают сорные куры, или большеноги. Кукушка, как известно, откладывает яйца в чужие гнезда. При этом она не задумывается, как ее будущий птенец будет вылетать из него. Свое гнездо тростниковая камышовка подвешивает над водой в чаще камышей. И когда кукушонок пытается вылететь из гнезда, он часто запутывается в камышах и падает в воду. Из воды он, конечно, выбраться не может и погибает.
Однажды ученые видели, как на пути ручья с холодной, как лед, водой оказалось гнездо пингвина. Его хозяин беспрерывно наклонялся вперед, собирая камни и полузатопленные яйца. На следующий день пингвинье гнездо было уже выше уровня воды, и, очевидно, позже из яиц благополучно вывелись птенцы. Императорский пингвин, который размножается в Антарктиде, зимой совсем не имеет гнезда. Свое единственное яйцо он хранит на ногах, прикрывая его сверху складкой живота.
Чудом строительной техники можно назвать гнездо печника. Обычно это круглый шар раза в два больше футбольного мяча, слепленный из грязи и скрепленный корнями и волокнами. Спереди — входное отверстие в виде арки. Гнездо очень напоминает уменьшенную модель старинной печи для выпечки хлеба, за что и птичку назвали печником. Внутри гнездо напоминает раковину улитки. От входного отверстия влево идет проход, повторяя изгиб наружной стены. Не доходя до входа с противоположной стороны, он изгибается и ведет к просторному шарообразному помещению, дно которого аккуратно выстлано травой и перьями. Насколько наружная поверхность гнезда неровная и шершавая, настолько внутренняя — гладкая. Стенки прохода и комнатки словно полированные. Даже удивительно, что маленькая птичка при помощи одного только клюва может создавать такое большое и сложное сооружение…
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.