Корабли погоды
Море таит в себе много неожиданностей: сегодня оно спокойно, а завтра шторм безжалостно кидает корабль с одной волны на другую, так что стальной корпус содрогается от ударов. Наступает жестокое испытание прочности корабля, воли и смелости людей, вступивших в единоборство со стихией. И не всегда еще в этой борьбе побеждает человек…
Чтобы победить бури и штормы, овладеть разбушевавшейся стихией, прежде всего надо знать, где и когда зарождаются бури, каков их путь, какова разрушительная сила. И первые, кто добывает эти сведения,— метеорологи. Успех может быть достигнут только объединенными усилиями. Поэтому метеорологи всего мира создали Всемирную метеорологическую организацию.
Современная метеорология уже не довольствуется наблюдениями за температурой и давлением воздуха, за направлением и скоростью ветра только у поверхности земли. Она должна знать состояние всех слоев атмосферы. Но и этого, оказывается, недостаточно. Огромная часть метеорологических наблюдений производится над сушей, в то время как две трети земной поверхности, покрытые водой, остаются еще малодоступными для систематических наблюдений. Но погода над сушей тесно связана с атмосферными явлениями, происходящими над океанами.
Еще в 1959 году для организации комплексных метеорологических наблюдений в океанах были построены два специальных корабля погоды. Сегодня мы совершим маленькое виртуальное путешествие на одном из них.
…Красное море. Здесь даже на глубине двух километров температура воды около 22 градусов, то есть на 18—20 градусов выше, чем на тех же широтах и на той же глубине в Атлантическом и Индийском океанах. Этот величайший в мире аккумулятор тепла заинтересовал ученых еще в позапрошлом веке. Однако тогда не было возможности получить точные данные о тепловом балансе Красного моря. Теперь, располагая совершенной аппаратурой, метеорологи с борта корабля производили измерения температуры, влажности, скорости ветра от поверхности моря до самой верхушки мачты; одновременно они измеряли приток и отток лучистой энергии. Эти наблюдения позволили определить, сколько поступает тепла от Солнца, сколько расходуется на испарение воды с поверхности моря и сколько тепла теряется за счет рассеивания. Выяснилось, что в Красном море подавляющая часть тепла расходуется на испарение, величина которого доходит до 17 миллиметров в сутки. Иначе говоря, если бы не было притока воды, то испарение осушило бы Красное море за 300 лет!
…Впереди Аденский залив. Свежий попутный ветер. Мы входим в зону аравийской ветви индийского муссона. Во время летнего индийского муссона в районе острова Сокотра и Сомалийского побережья господствуют сильные юго-западные ветры. Эти ветры, отгоняя от берегов поверхностные воды, вызывают подъем холодных вод из глубин, образующих сомалийское холодное течение.
С выходом в зону сомалийского течения заметно похолодало и в воздухе, наступило полное прояснение, исчезли даже облака верхнего яруса, наблюдающиеся обычно на высоте 10—12 километров. Возникает вопрос; неужели так высоко может распространяться влияние сомалийского течения? Чтобы ответить на этот важный для метеорологии вопрос, надо пройти здесь еще не раз.
…Наш «корабль погоды» продолжает свой путь по Индийскому океану на восток, немного севернее экватора, этого загадочного «пояска» нашей планеты.
В течение всего года над экватором наблюдается зона низкого атмосферного давления, простирающаяся до стратосферы и даже до ионосферы. Устойчивость этой зоны и ее территориальное постоянство остаются без объяснений до настоящего времени. До сих пор нет еще ответа и на другой вопрос: является ли экватор благоприятной зоной для устойчивых восходящих токов, то есть для развития мощной облачности? Если да, то как же объяснить засушливость на экваториальных островах, расположенных среди океанических просторов? Как объяснить и некоторые другие явления, наблюдающиеся на экваторе, но не согласующиеся с утвердившейся в метеорологии теорией общей циркуляции атмосферы?
…Тихий океан встретил корабль спокойно. Но это продолжалось недолго. Уже в первый день были получены тревожные данные о зарождении нового тайфуна, в центральной части которого скорость ветра достигала 60—70 метров в секунду, то есть более 200 километров в час. Встреча с таким тайфуном была бы опасна. Но мы приняли по радио с другого корабля «карту» погоды, и нам удалось, своевременно изменив курс, избежать опасной встречи.
Так корабли погоды могут выполнять не только исследовательскую работу. Вдалеке от родных берегов, оснащенные радиолокационными, телеметрическими и другими современными техническими средствами, они ведут информационную и сторожевую службу, охраняя мирную жизнь от нашествий разбушевавшейся стихии. Они могут организовать для кораблей в океанах информацию о путях движения циклонов, тайфунов, о штормах, выполняя задачи «плавающих бюро погоды».
Выход кораблей погоды на просторы Мирового океана раскроет новые широкие перспективы развития морской метеорологии, способствуя расширению наших знаний о погоде…
Автор: Р. Усманов.