Конец белому безмолвию
К эскимосам, живущим на крайнем севере Канады, приехала экспедиция. Сенсации это не вызвало — здешнее население повидало на своем веку немало путешественников. Однако эти вели себя необычно. Приглашая одного за другим жителей стойбищ и поселков, разбросанных по огромному острову Баффинова Земля, пришельцы проверяли их слух. На этот раз речь шла не совсем о лечебно-профилактическом обследовании, скорее это было научным мероприятием.
Так, выяснилось, что из 3770 здешних эскимосов 1201 слышит неважно или даже просто плохо. «33 процента популяции!» — в скупом на эмоции отчете даже появился восклицательный знак.
Когда биологи Мак-Гилльского университета и отоларингологи из клиники имени Виктории в Монреале добрались наконец до заполярного поселка Пангниртанг, на берегу ледяного залива Камберленд, то оказалось, что здесь 83 процента взрослого мужского населения «туго на ухо». Было над чем задуматься не только медикам, но и социологам, этнографам…
Затем обнаружилось, что болезнь поражает чаще всего глав семей — охотников и рыболовов. Женщины и дети, как правило, слышат отлично. И, странное дело, во всех обследованных населенных пунктах торжествовала странная пропорция: чем чаще человек выезжал за зверем или рыбой, чем дальше от жилья было его привычное угодье, тем сильнее был поражен его слух.
Тогда специалисты увешали мотонарты и их водителя звукометрической аппаратурой. Измерения показали, что в полуметре-метре от включенного мотора стоит постоянный шум, достигающий 105 децибелов. Временами он усиливается даже до 120 децибелов. Для сравнения надо сказать, что пассажирский реактивный самолет, летящий у вас над головой на высоте 100—150 метров, издает звук примерно такой же силы.
Эскимос с Баффиновой Земли нередко проводит за рулем своего снегохода до десяти часов подряд. Если он гонится за крупной добычей, случается, ему приходится быть в пути и по нескольку дней. А чтобы многократно осмотреть все ловушки и капканы, охотник преодолевает за год до пятнадцати тысяч километров.
Вот и выходит, что слух эскимоса подвергается невиданному по силе воздействию: правила профессиональной безопасности на производстве во многих странах устанавливают в качестве допустимого предела пребывание в зоне со 105 децибелами не более часа. А тот, кто пробудет «среди» 90 децибелов шесть часов, рискует серьезно нарушить слух. Между прочим, 90 децибелов — это как раз уровень шума на сильно загруженной транспортом улице.
Что же теперь говорить об обитателе края белого безмолвия? Увы, бывшего безмолвия…
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.