Родство по отпечаткам пальцев и дактилоскопия
В одну из осенних ночей 1944 года в Будапеште фашисты схватили и увели молодых супругов М., а их полуторагодовалая дочь Жужика оказалась брошенной на произвол судьбы. Окончилась война. Родители принялись за поиски. Прошло еще четырнадцать лет, и вот перед ними взрослая девушка, вероятно, их дочь… А может быть и не дочь. Как быть? Принять ее в семью и успокоиться? Но возможен ли покой? Отвернуться и продолжать искать? Но мыслимо ли отвернуться? Тут была нужна полная достоверность. И вот доказательства приведены. В этом заслуга института судебной медицины Будапештского университета. Здесь твердо сказали: да. Сомнений нет, это — ваша дочь. Как же так? Известно ведь, что наука не знает надежных способов установления родства.
Самое большее, что могли сказать специалисты, это — «родство вероятно», «родство маловероятно», «родственной связи нет». Исследование крови лишь в десяти случаях из ста дает определенный ответ, а антропометрические методы (по измерениям тела) еще более расплывчаты: если сходные признаки в строении тела есть, антрополог говорит «вероятно» или «возможно», и только если их вовсе нет — «родство невозможно».
Дактилоскопия? — Конечно, это одна из древнейших наук, ее применяли тысячи лет назад древние вавилоняне, китайцы, индусы. Глиняные пластинки с отпечатками пальцев — это вероятно, древнейшие «удостоверения личности». Дактилоскопия может с полной уверенностью установить, что данный человек именно тот, кто оставил отпечаток, или же, что он наверняка не тот. Но судить о родстве? Даже сам факт передачи рисунка потомству не был наукой точно установлен.
Правда, еще в 1923 году норвежский ученый Бонневи пытался найти связь между линейными рисунками отпечатков пальцев у родителей и детей, но его метод тоже приводил к определенному ответу только в отдельных случаях.
Уже позднее, благодаря открытиям венгерского профессора Шандора Экреша, руководителя Института судебной медицины Будапештского университета, дактилоскопия получила новое развитие. В течение одиннадцати лет ученый собирал и изучал отпечатки пальцев родителей и детей. За это время он объездил буквально всю Венгрию, разыскивая в самых глухих местах «надежные» семьи с 8—10 детьми.
В результате он собрал величайшую в мире коллекцию дактилоскопических диапозитивов — целый океан причудливых рисунков, образованных так называемыми папиллярными линиями (штрихи, складки, точки, короткие нити, острова, вилки, гребни, крючки…). И все это составляет совершенно бесчисленное множество комбинаций.
Именно эта бесчисленность и создает неповторимость линейного рисунка на пальцах человека. Но этого мало. Профессор Экреш нашел закономерности, выделил основные 60 типов рисунков и составил таблицу. Он доказал, что в узор, образованный папиллярными линиями ребенка, входят, как составные части, узоры отца и матери. И вот, анализируя на основе своей таблицы отпечатки пальцев, профессор Экреш устанавливает, есть ли родственная связь между данными лицами или ее нет. К слову в свое время работа профессора Экреша много раз помогала воссоединиться разметанным войной семьям.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.