Рентгеновский ветер
Немногие объекты на нашем небе могут соперничать с Крабовидной туманностью в популярности среди астрономов и астрофизиков. А теперь, когда приборы на космических ракетах обнаружили в той стороне мощнейший источник рентгеновских лучей, интерес к ней возрос еще больше. Трое крупных английских ученых — Хойл, Нарликар и Уилер — на страницах журнала «Нейчур» поделились своими мыслями об этой удивительной «рентгеновской установке». Почему от центра туманности разлетаются со скоростью в тысячи километров огромные сгустки вещества?
В центре туманности, считают эти ученые, находится нейтронная звезда, которая родилась при гибели бывшей здесь ранее обычной звезды. Эту катастрофу и видели в 1054 году астрономы древнего Китая, наблюдая внезапно вспыхнувшую с небывалой яркостью звезду. Диаметр нейтронной звезды необыкновенно мал: всего несколько километров. Но удельный вес ее изображается внушительной цифрой: единица с пятнадцатью нулями. Наперсток такого вещества весил бы миллиард тонн.
Звезда расходует свою энергию в виде электромагнитных волн, в том числе длинных радиоволн и рентгеновских лучей. Сила электромагнитного давления разгоняет до «астрономических» скоростей остатки взорвавшейся некогда звезды. Рентгеновский ураган, радиобуря! Может быть — думают английские ученые — и невероятная яркость, поразившая некогда китайских астрономов, вызвана свечением «осколков» первоначальной звезды под «ударами» рентгеновских лучей и радиоволн.
В заключение Хойл и его коллеги предаются мрачным мыслям. А вдруг катастрофа, подобная той, что поразила Крабовидную туманность, произойдет не с обычной звездой, а с одной из сверхзвезд — недавно открытых небесных тел, в миллионы и сотни миллионов раз превосходящих массой самые тяжелые из ранее известных светил? Тогда радиоветер и рентгеноветер выдуют из галактик все межзвездное вещество, а может быть даже и звезды с их планетами, спутниками…
Что и говорить, картина мрачная! К счастью, она напоминает такой случай на лекции.
Лектор заканчивает свое выступление словами:
— Итак, через восемьсот миллиардов лет Солнце остынет и жизнь на Земле прекратится.
Вскакивает кто-то из публики и в волнении кричит:
— Когда? Когда?
— Через восемьсот миллиардов лет.
— Ну, слава Богу! А я было испугался: мне послышалось, через восемьсот миллионов…
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.