Интроны и экзоны
Уже прошло несколько лет с тек пор, как исследователи сразу же из нескольких лабораторий сообщили удивленному генетическому миру: «Слушайте все! Ген прерывист, он совсем другой, не такой, как мы представляли его многие десятилетия: за значащей частью — экзоном следует незначащая, пустая полоска интрона».
Постепенно все специалисты согласились, что нитроны и экзоны есть, но никто из них еще не сказал, зачем они, не объяснили, к чему так усложнять и без того сложнейший генетический аппарат высших организмов? Казалось, интроны должны только мешать работе генома.
Совсем недавно опубликованы экспериментальные данные, позволяющие реалистичнее представить значение генетической мозаики.
Представьте ген, состоящий из трех экзонов и двух нитронов. Оказалось, что процесс снятия с него РНКовой копии идет примерно так: сначала вырезается первый интрон. Получается копия, состоящая из трех экзонов и второго интрона. По ней производится особый фермент, вырезающий из ДНК второй, оставшийся интрон. Фермент это делает, после чего конструируется модель гена, состоящая из трех экзонов.
Смысл операции, видимо, носит регуляторный характер. Процесс производства конечного белка растягивается во времени. Промежуточный фермент задает процессу определенный ритм — стадийность, видимо, для чего-то необходимую клетке. Первая стадия — производство гена из первого и второго экзона, вторая — производство белка, вырезающего третий интрон, третья — производство гена из трех экзонов. Но этот факт — пока исключение из общего правила. И смысл экзонов пока во многом остается загадочным.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.