Первая страница вирусологии

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

вирус

«Право Д. И. Ивановского на славу растет с годами. Я считаю, что его отношение к вирусам должно рассматриваться в том же самом свете, как мы смотрим на Пастера и Коха в отношении к бактериям». Такое признание сделал в 1944 году видный американский биолог У. Стенли.

Вирус по-латыни означает яд. И в этом смысле слово вирус намного старше открытия Дмитрия Иосифовича Ивановского, замечательного русского ученого, положившего начало новой отрасли науки — вирусологии. Но лишь работы Д. И. Ивановского позволили говорить о вирусах как о новом биологическом мире, подобном, например, миру бактерий.

Начало открытия вирусов относят к 1892 году. А предыстория его началась двумя годами ранее, когда на табачных плантациях Крыма появилась новая неизвестная болезнь табака, исследование которой поручили молодому ученому Д. И. Ивановскому. 24 февраля 1892 года он доложил заседанию Российской Академии наук итоги двухлетних упорных исследований. Важнейшим их итогом было точно доказанное наблюдение: сок растений, больных мозаичной болезнью, сохраняет свои инфекционные свойства даже после того, как он пропущен через тончайший фильтр, в порах которого задерживаются все виды бактерий. Вскоре после устного сообщения вышла в свет статья Д. И. Ивановского «О двух болезнях табака», в которой были описаны те же наблюдения.

Впрочем, еще до Ивановского, в 1886 году, другой, на этот раз украинский ученый, Николай Федорович Гамалея, отметил, что возбудитель чумы рогатого скота может проходить сквозь бактериальный фильтр. Однако его сообщение не стало столь важным открытием.

Чтобы ответить на напрашивающийся вопрос «почему не стало?», следует напомнить, что несовершенство микроскопической техники того времени, конечно же, не позволяло увидеть этот неведомый фильтрующийся возбудитель. И чтобы доказать его существование, его свойства, нужно было выдержать дискуссию с учеными, отрицавшими само существование этого возбудителя, подтвердить свою правоту новой серией опытов. Эту работу блестяще выполнил именно Д. И. Ивановский. И, несомненно, немалую роль в его успехе сыграло то обстоятельство, что он был замечательным экспериментатором. Каждый его опыт готовился чрезвычайно тщательно и исполнялся с безукоризненной точностью.

Оппоненты Д. И. Ивановского склонны были принимать вирус в первозданном смысле этого слова как яд, выделяемый какими-то бактериями. Бактерии не проходят через фильтр, но яд, выделенный ими и растворенный в соке больного растения, будучи впрыснутым в ткани здорового, губит последнее, вызывает болезнь. Ивановский опровергает это мнение. Сок больного растения он пропускает через фильтр и впрыскивает здоровому. Растение заболевает. Теперь уже профильтрованный сок второго растения он впрыскивает третьему. И снова тот же эффект. Еще несколько последовательных передач фильтрованного сока… Если бы речь шла просто о яде, то концентрация его после некоторого количества передач была бы ничтожной, практически равной нулю. Но при любом количестве передач сок остается заразным. И, следовательно, в соке содержится инфекционное начало, способное размножаться в живом и здоровом растении.

Что же это за начало? Голландский микробиолог М. Бейеринк повторил опыты Д. И. Ивановского и, пытаясь определить свойства вируса, назвал его длинным латинским термином contagium vivum fluidum — «живое, жидкое». Но Ивановский опроверг это определение, доказав, что это «живое» отнюдь не является «жидким», то есть бесструктурным, неорганизованным раствором. Он снова пропускал сок больных растений через фильтр. Первые порции фильтрата были заразительны. Но, начиная с какого-то времени, инфекционность фильтрата пропадала. Совершенно очевидно было, что в процессе фильтрации поры бактериального фильтра закупоривались твердыми частицами и переставали их пропускать.

Вирусология, наука, краеугольный камень которой заложил своим открытием и последующими трудами Д. И. Ивановский, достигла огромных успехов, как теоретических, так и практических. Можно напомнить об одном из величайших практических достижений этой науки. В 1955 году был впервые получен в чистом виде вирус полиомиелита. Это позволило изучить его во всех деталях. Потребовалось относительно немного времени для того, чтобы научиться бороться с этим вирусом — возбудителем одной из страшнейших болезней.

Для Д. И. Ивановского вирус был невидимкой. Сегодня электронная микроскопия позволяет ученым не только видеть сам вирус как таковой, но и различать детали его строения.

Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.