Здания под микроскопом
Архитекторам снятся фантастические формы, которых они никогда не видели и даже еще не знают, есть ли они, которых и на дне морском в природе как будто не отыщешь. Однако оказалось, что отыщешь. Причем именно на морском дне. Впрочем, и на поверхности тоже. Разнообразия этих форм с избытком хватит архитекторам даже с самой необычайной фантазией. Ибо форм этих — десятки тысяч.
Я имею в виду семейство крошечных одноклеточных водорослей, существующих на земле с незапамятных времен — диатомей или бацилярий. Разнообразие их поразительно. Они живут в пресной и морской воде, на дне и на других растениях, устраиваются на камнях, а некоторые даже могут передвигаться по дну.
Это простейшие водоросли, предки которых в громадном количестве заселяли когда-то древние водоемы. Каждая диатомея — всего одна клетка.
«Жизненная цель» диатомеи — выжить, выдержать все механические невзгоды, которые могут пасть на их долю. Поэтому она одета в прочный кремниевый панцирь, в котором проводит всю жизнь.
Сейчас о крохотной диатомее много пишут серьезные архитектурные журналы. При увеличении под микроскопом в несколько тысяч раз перед глазами строителей предстала архитектура — с замысловатыми пространственными формами, с изумительными строительными находками, с прочнейшими микробалками, только ничтожную часть форм которых человек научился делать. И двутавры различных профилей, и замысловатые решетки, и «микроблочные» купола, и фантастически сложные фигуры, единственное назначение которых — прочность, обнаружились под микроскопом в панцирях диатомей. Многие из этих форм скоро воплотятся в железобетон, металл и пластмассу.
Но на этом не кончаются сюрпризы планктона. В нем живет, кроме диатомей, несколько тысяч видов крошечных одноклеточных животных — радиолярий или лучевиков. Хоть и крошечные одноклеточные, но животные, а каждое уважающее себя животное должно иметь скелет.
Каждая радиолярия обладает минеральным скелетом из кремнезема и стронция. Скелеты лучевиков состоят из отдельных игл и образуют решетчатые шары, кольца и сложные многогранники. Их назначение то же самое — прочность, и эти пространственные фигуры без единого архитектурного излишества пристально изучают сейчас строители зданий.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.