Живые хронометры
Если организму жизненно необходимо повторять некое явление каждую тысячную долю секунды или один раз в 17 лет, то, надо думать, такая система должна быть обеспечена средствами для измерения проходящего времени. (Р. Уорд).
Сейчас все знают, как опасно лететь вокруг планеты на ее частице — корабле, который охраняет от страшных излучений Солнца и звезд, метеоритов и ледяной пустоты Вселенной. Лишь там, в этой черной бездне, человек может полностью осознать; как защищен он самой природой здесь, на Земле.
Но все-таки мы до сих пор не представляем, в какой мере зависим от космоса, как невидимые и неслышимые лучи, гравитационные поля, вспышки на Солнце и, наоборот, отсутствие каких-то привычных лучей и полей может повлиять на человеческий организм, на ритм его работы.
Общеизвестно, что Луна вызывает приливы и отливы, но еще древние заметили связь с лунными фазами жизнедеятельности некоторых морских животных. Эксперименты современных ученых подтверждают догадки Цицерона и Плиния: жизнь многих морских созданий зависит от положения на небосводе желтоликой спутницы Земли.
Маленькая, удивительно изящная рыбка атерина-грунион мечет икру непременно в первый день после полнолуния.
Этим пользуются тысячи любителей-рыболовов Южной Калифорнии. Орудия лова — целлофановые мешки и сачки. Ведь рыбок такое количество, что буквально от всего пляжа исходит серебристое сияние. Это блестят в мерцающем свете Луны мириады чешуек груниона.
Луна влияет не только на обитателей океана. Казалось бы, как может смена лунных фаз воздействовать на наше здоровье? Однако статистика показывает, что вспышки бронхита в разных частях земного шара совпадают с определенными фазами Луны, а хирурги Флориды обнаружили, что кровотечения после операций на гортани встречаются гораздо чаще, если операция приходится на вторую четверть лунного месяца.
Объектом исследований американки Д. Харкер был «обыкновенный» таракан. Однако выводы из ее экспериментов относились и прямо к нам, «царям природы». Д. Харкер в течение трех лет пыталась обнаружить «прибор», орган, регулирующий ритмы движения таракана. «Прибор» был найден, но не в том суть,— в итоге опыта выяснилось, что если у таракана нарушать привычные жизненные ритмы, то у него появляются опухоли. Так появилась новая теория возникновения рака.
Уже давно замечено, что перелет из Токио в Копенгаген люди переносят много хуже, чем из Кейптауна в Копенгаген, хотя расстояние одинаковое. Почему же? А по той причине, что перелеты через многие меридианы выбивают живые часы человека из привычного ритма, тогда как перелеты вдоль меридианов, в одном часовом поясе, никак не сказываются на работе внутренних часов.
Известно, что для малярии характерны периодические приступы. Но то же относится и к великому множеству других болезней — психических и желудочных, сосудистых и иных…
Фармакологи не раз предупреждали, что многие лекарства следует принимать лишь в определенное время суток. Вскоре на лекарствах могут появиться надписи: «Не принимать между 10 часами вечера и 8 утра».
Излечиться от многих опасных заболеваний, точнее, представить влияние на человека окружающей среды поможет нам биоритмология.
Американскому же исследователю Г. Эрету пришла в голову оригинальная мысль поискать возможный принцип действия «живых часов» человека в часах, созданных самим человеком. Для этого ему пришлось познакомиться и с солнечными часами египтян и с водяными часами древних греков и даже с современными атомными часами, которые отстают на одну секунду за три тысячи лет. Эрет собрал целую коллекцию песочных, маятниковых, цветочных часов, древних механических будильников и даже приборов, в которых время определялось по темпам роста пятнышка белой плесени.
Но самого ученого больше всего привлекли часы короля Альфреда. Они состояли из двух спирально перевитых кусков каната, длиной по двенадцати дюймов каждый. «Прямо как молекула ДНК», — подумал исследователь. И эта догадка была решающей в ходе исследований. Канаты короля Альфреда поджигали, и они горели ровно четыре часа.
А как обстоит дело с измерением времени в ДНК? Ответ был найден: в молекуле ДНК идут взаимосвязанные химические реакции. Они-то и представляют собой по совместительству механизм своеобразных «химических часов» человека. И чем быстрее идут эти часы у человека, тем интенсивнее ритм его деятельности, тем охотнее он танцует шейк, а не вальс…
Автор: С. Жемайтис.