Акустика и здоровье
Акустика — область физики. Однако в очередной конференции Американского акустического общества активнейшее участие приняли и врачи, и биологи, и социологи. Когда был объявлен доклад канадских психологов Донны Мерглер-Расин и Пьера Бюрера, им пришлось отвести наибольший из имевшихся залов, да и тот был заполнен до отказа. Понятное дело, тема касалась всех и, хоть была сформулирована сугубо специально — «Изучение рефлекторной деятельности в условиях звукового воздействия», было ясно, что речь идет о нас и о шуме.
Василек среди ржи — одно дело, а на лугу или в вазе — совсем иное. То же и шум — звук не там и не тогда, где он нужен. И вот таких звуков стало теперь, в промышленную эпоху, много больше, чем человек в состоянии переносить без последствий. Пределы нашей выносливости требуют измерения.
Этому и были посвящены эксперименты, которые ставили в лабораториях Квебекского университета в Монреале Донна Мерглер-Расин и Пьер Бюрер. Подопытного добровольца — чаще всего это был студент своего же, психологического факультета — усаживали в автомашину и включали магнитофон. В воздухе раздавались записанные на магнитную пленку звуки городского транспорта.
Инструктаж был несложным: «Увидишь красный свет — жми на тормоза!» А экспериментатор тем временем незаметно увеличивал громкость проигрываемого магнитофоном шума.
Разумеется, никто особенно не удивился, когда подтвердилось, что по мере увеличения шума скорость реакции падала. Важнее было то, что перед учеными лежала четкая кривая зависимости этих двух величин: децибелы — по оси ординат, секунды, уходящие на осознание обстановки,— по оси абсцисс.
Мало этого — аппаратура, прикрепленная к ноге испытуемого, записывала биотоки ее мускулов. Записи показали, что мускулы эти испытывают усталость, хотя и были в сравнительно расслабленном состоянии. И усталость эта возникала тоже пропорционально силе шума, обрушившегося на ничего не подозревавшего водителя.
А следующим был доклад, посвященный уже эффекту не силы, а длительности звуков. Научный сотрудник Йельского университета Джером Э. Сингер измерял степень утомленности человека, который уже перестал подвергаться воздействию шумов.
Установлено, что даже спустя длительное время после ухода из грохочущего цеха или стрекочущего машинного бюро подопытный не обладал свежей памятью и остротой восприятия. Когда ему давали читать или запоминать незнакомый текст, человек, наслушавшийся шума, делал куда больше ошибок, чем если бы он провел предыдущие часы в тишине.
Среди тех, кто жаловался организаторам экспериментов на общий упадок сил, частые приступы плохого настроения, рабочие «шумных» профессий встречались чуть ли не вдвое чаще. И агрессивное и антиобщественное поведение, как выяснили американские ученые, увы, им свойственно тоже чаще…
Теперь остается решить, как бороться с этим невидимым, но, к сожалению, излишне хорошо слышимым врагом.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.