Самая взрывчатая смесь

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

взрыв

Античастицы, антимиры, материя, вывернутая наизнанку… Об этом создано уже немало научно- фантастических произведений, но действительность хранит еще многие тайны, которые, возможно, обгонят самый смелый вымысел. Встреча частицы и античастицы кончается трагично для обеих, и при этом выделяется неслыханная энергия. Происходит так называемая аннигиляция, что в переводе означает «превращение в ничто». Но это, как известно, неточный термин: материя не может превратиться в ничто; в результате аннигиляции образуются кванты света, или пи-мезоны

А нельзя ли заставить эту реакцию идти в обратном порядке — заставить свет превратиться в частицы материи, скажем, в электрон и позитрон? Можно, отвечает доктор физико-математических наук Д. Франк-Каменецкий в статье «Аннигиляция наоборот». Но для того; чтобы аннигиляцию повернуть вспять, нужно приложить ту же самую чудовищную энергию, которая выделяется при встрече вещества с антивеществом. В результате такого процесса получится фантастическое, невероятное образование — смесь частиц и античастиц, самое взрывчатое вещество, которое только может существовать на свете. «Смесь частиц и античастиц, — пишет Д. Франк-Каменецкий,— я предложил для нее название эпиплазмы («эпи» — сверх) — шестое возможное состояние вещества (впрочем, порядковые номера большого значения не имеют). Как в плазме обстоятельства (скажем, высокая температура, солнечная радиация, гамма-излучение и т. д.) мешают слиянию электронов и ядер в атомы, так в эпиплазме они препятствуют аннигиляции».

Условия, которые могут породить эпиплазму в природе, существуют, по мнению ученого, в сверхновых звездах, но не во время взрыва, не после него, а как раз перед ним. В заключение своей интересной статьи Д. Франк-Каменецкий задает один вопрос, по поводу которого, как он сам говорит, нет еще даже серьезных догадок. «Мир, казалось бы, должен быть симметричен. Мы, быть может, еще познакомимся со звездами и галактиками из антивещества. Но частицы и античастицы, как правило, рождаются вместе. Каков же кажущийся необходимым и совершенно нам неизвестный процесс разделения? Что это за галактический или межгалактический «сепаратор», разбивающий пары частиц и отправляющий их в разные стороны?»

Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.