Национальный парк выходит в море
Почти на две тысячи километров простирается у северо-восточного побережья Австралии полоса островов, рифов, скал общей площадью без малого 300 тысяч квадратных километров. Это — Большой Барьерный риф, построенный кораллами. В лабиринте клочков суши и шхер редкостное богатство животного населения. Нигде более нет такого разнообразия видов морских черепах, двести сорок два вида птиц избрали Барьерный риф для гнездования, здесь встречается несколько видов дельфинов и китов и одно из самых редких морских млекопитающих — дюгонь. Где еще можно встретить рядом полторы тысячи видов рыб и четыре тысячи моллюсков?
Все это сулило немалую прибыль, и с позапрошлого века здесь процветала промышленная ловля устриц, трепангов, черепах, креветок, не говоря уж о рыбном промысле. На одном из островов задымил завод, изготавливающий консервы из черепашьего мяса…
В соседних австралийских штатах Квинсленд и Новый Южный Уэльс росли города. Миллионы их жителей ежегодно отдыхали в туристских отелях, построенных на берегах против рифа и тех его островах, что покрупнее. Все это было бы прекрасно, но бесконтрольная эксплуатация стала приводить к заметному оскудению природы.
В 1975 году под нажимом общественности, наконец, было объявлено о создании Национального парка Большого Барьерного рифа. Сейчас его территория и акватория составляют 47 тысяч квадратных километров. Это крупнейший в мире морской национальный парк.
Здесь пришлось подумать о том, как по возможности удовлетворить различным, зачастую противоречивым интересам. Часть парка составила зону общего пользования, где запрещены лишь добыча полезных ископаемых, промысловый лов рыбы и охота с аквалангом. Правда, в особенно «нежный» уголок этой зоны, кроме того, не допускаются крупные суда.
Собственно парком считается туристская зона, где спортивная ловля рыбы не возбраняется, но не всякой удочкой. Остальные же виды отдыха — сколько угодно. Если, например, туристы облюбовали рифы Леди Масгрейв и Леди Эллиот для плавания с аквалангом или путешествий на лодке с прозрачным плексигласовым дном, сквозь которое видны все обитатели коралловых джунглей,— на здоровье!
Для ученых в парке «забронирован» остров Уан-Три, где давно существует научно-исследовательская станция. Наконец, островок Рек и окружающие его рифы взяты под полнейшую охрану — здесь выводят потомство редкие морские черепахи талассохелис каретта, и никто им мешать не должен. Такой же запретный режим у рифа Ллевелин — его характерная лагуна оставлена как эталон для сравнения с другими коралловыми постройками, на которые человеческая деятельность продолжает оказывать свое влияние. Теперь нужно лишь время и терпение, чтобы посмотреть, насколько эффективно будет действовать вся эта непростая система.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.