Великий споканский потоп
Век назад американский геолог Дж. Харлен Бретц добрался до малоизученного уголка, лежащего на востоке штата Вашингтон, за пыльным провинциальным городком Споканом. Местность была заселена редко, и не только потому, что это — крайний запад США, тогда еще не освоенный, но и из-за непригодности ее для пахоты или пастьбы скота. Чуть ли не сорок тысяч квадратных километров голого черного базальта, ни травинки, ни деревца — такое могло отпугнуть даже бывалого ковбоя или фермера.
Но особенное впечатление на Харлена Бретца произвел рельеф этого безрадостного края. Похоже было, что земля подвергалась какой-то безжалостной пытке, так она была вся изломана, рассечена трещинами, испещрена выбоинами. Когда же геолог увидел целые отмели гравия и длинные ряды горизонтальных полос, явно порожденных волнами, — это в четырех-то сотнях километров от океанского побережья — он вообще растерялся. Породы кругом были по геологическим меркам молодые, и никакого «ископаемого» моря здесь на палеокартах не значилось.
Вернувшись в Чикагский университет, Харлен Бретц первым долгом окрестил эту местность, назвав ее Изборожденными землями. Так они и значатся на картах по сей день.
Затем он предположил, что все рубцы и шрамы на челе Изборожденных земель возникли в результате катастрофического наводнения, обрушившегося на этот край 18—20 тысяч лет назад. Коллеги отнеслись к такой гипотезе скептически, и впоследствии она и вовсе была сдана в архив. «Столь значительная эрозия не может быть вызвана водным потоком», — гласил приговор специалистов.
Загадка так и оставалась загадкой, пока межпланетная станция «Маринер-9» не прислала на Землю космоснимки поверхности Марса. «Изборожденные земли!» — воскликнул планетолог Виктор Бейкер из Техасского университета, рассматривая с калифорнийским геологом Даниэлем Милтоном эти снимки.
Действительно, севернее марсианского экватора на фотографиях лежали долины Касеи, Арес, Тиу, Симуд и Мангала, как две капли воды похожие на Изборожденные земли, снятые к этому времени уже не раз с борта многочисленных спутников нашей планеты. Шрамы, рубцы, морщины, казалось, нанесены одной рукой и на покровы Земли и на поверхность ее краснолицего соседа.
Начался длительный процесс анализа, сопоставлений, консультаций с представителями разных наук о Земле и космосе. В результате возникла такая картина. В далекую эпоху миоцена — 10 или даже 30 миллионов лет назад — извержение вулканов было делом повседневным. Извергались они и в тех местах, которым суждено было стать в свое время штатом Вашингтон. Застывая, лавовые потоки образовали нечто вроде гигантской ванны, устланной базальтом. Примерно 100 тысяч лет назад, в очередную эпоху оледенения, наступающий с севера фронт ледника подошел вплотную к этим местам. Несколько белых языков вторглись еще южнее, перегородив реку Кларк-Форк.
И на том месте, где теперь стоит многотысячный город Мизула, возникло озеро. Плотина была прочной, а воды тающего ледника обильными, и озеро все росло и росло. Вскоре его площадь достигла 8 тысяч квадратных километров, а глубина у гребня плотины превысила 700 метров. Объем скопившейся в базальтовой «ванне» влаги оказался уже равным чуть ли не половине той, что ныне хранится в Мичигане — одном из крупнейших пресноводных бассейнов мира. И вся эта вода «висела» на высоте 1200 метров над уровнем моря!
Наконец обороняющаяся сторона не выдержала натиска наступающего противника — плотина высотой в несколько высотных зданий рухнула, и вода вырвалась на свободу. Каждую секунду в узком ущелье проносилось более 11 миллионов кубических метров воды. Для сравнения скажем, что самая полноводная река в мире, Амазонка, несет лишь 180 тысяч кубических метров в секунду, а какова ее ширина…
Всего несколько суток потребовалось, чтобы гигантское Мизульское озеро было осушено, а облик края совершенно преобразился. Никакие базальты не могли выдержать ярости водной стихии. Так появились на свет Изборожденные земли — детище потопа, подобного которому как будто не было на Земле. А на Марсе? Ведь в приэкваториальном районе красной планеты лежат долины и ущелья, как две капли воды похожие на Изборожденные земли. Откуда такое сходство, ведь как раз воды то на Марсе — ни капли!
Сперва планетологи пытались объяснить марсианские борозды и шрамы не водной эрозией, а ветровой. Действительно, ураганы и пыльные бури случаются там и достигают непомерной силы. Однако когда посчитали, то оказалось, что и они не смогли бы «перепахать» каменный лик Марса на такую глубину. Значит — вода! Правда, сейчас ее на Марсе или нет совсем, или крайне мало. Но это сейчас. Ничто не мешает нам предположить, что в прошлом, выделившись, как и на Земле, из недр планеты, влага занимала большое место на поверхности и в атмосфере Марса. Тогда почему бы там и не возникнуть подобному потопу?
Так или иначе, но все чаще «космический глаз» человека позволяет ему лучше познать не только далекие миры, но и свой собственный.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.