Биологическая борьба с насекомыми
В конце второй мировой войны американской армии предстояло высадиться на один из островков в Тихом океане, занятых японцами. Войска противника были немногочисленны и плохо вооружены, поэтому главной опасностью для американцев были не они, а полчища насекомых, роившихся среди влажных джунглей острова и готовых заразить пришельцев полным набором тропических болезней. И вот над островком волна за волной начали появляться «летающие крепости». К вящему изумлению японского гарнизона, из самолетных люков посыпались не бомбы, а какой-то порошок. Не успели еще поступить из Токио результаты лабораторных анализов — не ядовитый ли? — как шестиногое население острова постиг мор. И, когда неделю спустя остров был взят десантом, среди высадившихся солдат случаев тропических заболеваний отмечено не было.
С тех пор ДДТ — а это был, конечно, он — совершал триумфальное шествие по планете, сводя счеты с крылатыми и ползающими переносчиками болезней и вредителями полей. Только вот со временем этот триумф все больше приводил на память слова легендарного царя Пирра: «Еще одна такая победа — и я погиб!»
…В калифорнийской долине Сан-Хоакин всем правит хлопок. От его урожая зависит будущее сотен фермеров, связавших свое существование с монокультурой. Так что их ненависть к лигусу — насекомому, приносящему неисчислимый вред хлопковым плантациям, вполне понятна.
Казалось, на лигуса нашли управу: стоит перед посевом обработать поле пестицидами, и он не смеет появиться. Но вскоре фермеры заметили, что в конце сезона там, где по весне распыляли пестициды и уничтожили лигуса, непомерно размножается совка, коробчатый червь, гелиотис, от которого хлопку и вовсе нет пощады. Оказалось, что пестициды с широким спектром действия бьют, как плохой артиллерист, лишь по площадям, уничтожая и «правых», и «виноватых». Вместе с лигусом гибнут и естественные враги гелиотиса, вот он и торжествует.
Национальной академии наук США пришлось создать специальную комиссию, чтобы выяснить, что же происходит, когда поля и сады в массовом порядке обрабатывают химическими средствами. Чтобы проблема была рассмотрена всесторонне, в комиссию включили специалистов разных профилей — экологов и химиков, энтомологов и биологов, экономистов и ботаников, а во главе ее стал видный биолог профессор Стэнфордского университета Дональд Кеннеди. Целый год трудились 70 маститых экспертов, и вот, наконец, перед нами их исчерпывающий — более тысячи страниц! — отчет.
С самого начала тревожный тон задают экономисты-аграрники. Оказывается, эффективность применения химических средств против вредителей сельского хозяйства в США в последние годы неуклонно падает. Статистика показывает, что сейчас американский фермер, затратив на покупку пестицида один доллар, получает прибавку к урожаю, измеряемую уже не десятком, как когда-то, а всего четырьмя долларами. Это бы еще ничего, но беда в том, что эта пропорция неуклонно уменьшается.
Энтомологи установили, что за последние десятилетия двести видов членистоногих, обитающих на территории Северной Америки, приобрели сопротивляемость против тех химических средств, при помощи которых с ними пытаются бороться. Такой иммунитет генетически передается следующим поколениям, а количество видов, которое им обладает, все растет.
Сейчас ежегодно в природную среду на территории США вносится около полумиллиона тонн токсических материалов. Некоторые пестициды нестойки, они сравнительно легко разлагаются под воздействием солнечных лучей, вешних вод и ветров. Другие же —долгожители. Среди них есть совсем уж нетерпимые. Это — канцерогены. Как только опыты, поставленные на животных, подтвердили, что хлордан и диэльдрин могут вызывать злокачественные опухоли, их немедленно запретили применять по всей территории США.
Пал жертвой собственной вредоносности и «герой войны на Тихом океане» — ДДТ. Накапливаясь в звеньях пищевой цепи, тянущейся от растений к рогатому скоту, к молоку и, наконец, к человеку, он причиняет его здоровью существенный вред. Дело дошло до того, что в значительной степени из-за ДДТ наиболее вредным видом занятий в Калифорнии было признано… сельское хозяйство!
Одной констатацией бед и запретами комиссия, правда, не ограничилась. Уже найдены вещества, умеющие воздействовать на биохимические процессы в организме вредителя — на способность его к развитию и размножению. Значит, людям и природной среде в целом эти средства вредить не будут.
Большие надежды возлагают специалисты и на невидимых союзников — болезнетворные вирусы и бактерии. Вредящие только тому виду насекомых, на которых они рассчитаны, вирусы и бактерии очень эффективно умеют держать под контролем численность вредителей. Вот, например, разрешенный к широкому применению вирус нуклеополигедрозиса. Пресловутая совка его не выносит, и плантации хлопка и табака, кажется, могут теперь вздохнуть с облегчением. А другим обитателям полей, садов и лесов, как показали многолетние опыты, этот вирус не вредит.
Нельзя забывать и традиционные методы выведения растений, обладающих большей сопротивляемостью к действиям вредителей; развивать метод стерилизации насекомых, отлично зарекомендовавший себя при сокращении «поголовья» оводов, снижающих удои и портящих коровьи шкуры. И, конечно, лучше всего применять все эти методы комплексно.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.