Где живет Змей Горыныч?
Очень может быть, что это не просто фантазия. То есть змея самого никто еще не изловил, но вот есть такая акула по имени цеторинус максимус… Это вторая по величине акула в мире. Не раз удавалось ловить акул почти до пятнадцати метров длиной и весом до четырех тонн. Не любят они плыть в одиночку, норовят всей компанией. Иногда акулы плывут по десятку в кильватерном строю на неглубоком месте, выставив из воды свой двухметровый плавник. Точные, согласованные движения выстроившихся в затылок акул производят, по словам очевидцев, впечатление плывущего змея.
Хотя цеторинус максимус и не Змей Горыныч, загадок с ним связано немало. Например, почему на каждого обнаруженного зимой приходится чуть ли не сотня «летних» цеторинусов? Что, они зимой пугливее, скромнее?
Лондонский зоолог доктор Л. Харрисон Мэттьюз, много лет изучавший акул, недавно попытался доказать, что эти акулы спят в морской пучине, словно медведи в берлоге. Цеторинус хотя и акула, вовсе не хищник. Он питается планктоном, микроскопическими растениями и крохотными животными, плавающими вблизи поверхности моря.
Зубы у цеторинусов соответствуют их вегетарианскому образу жизни: они всего в пять миллиметров длиной. Это у таких-то многотонных гигантов! И стоят они в семь рядов, образуя нечто вроде грубого рашпиля. В каждой из десяти жаберных щелей цеторинуса торчит по тысяче продолговатых выступов. Это специальные жаберные гребенки, при помощи которых он отфильтровывает планктон из воды.
Как только акула откроет пасть, гребенки поднимаются, и планктон вместе с водой проходит, как сквозь сито. Когда пасть захлопнется, гребенки опускаются, вода идет в жабры, а планктон, обволакиваемый специальной слизью, проглатывается.
За лето цеторинус пожирает планктон тоннами и начисто снашивает свои гребенки. У акул, которых удавалось ловить зимой, на этом месте в жабрах находили одни только потертости. Как же прокормиться им зимой? А никак. Предполагают, что акула впадает в спячку, старается не выплывать на поверхность, прячется на дне в укромных каньонах, которых много, и подводных шельфах, окаймляющих все материки.
Обмен веществ у акул в это время, как у сурков или медведей в берлоге, падает до минимума. И только растут новые жаберные гребенки.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.