Муравьед свое дело знает
О муравьедах известно еще далеко не все. Это чуткое и осторожное животное не так-то охотно позволяет проследить за своими повадками и обычаями. Восполнить такой пробел взялся американский зоолог Кент Редфорд из Гарвардского университета — он целый год провел в саваннах Центральной Бразилии, наблюдая за поведением муравьедов.
Животное это немалое: вес взрослого самца достигает почти пятидесяти килограммов, а длина, включая хвост, иной раз превышает два метра тридцать сантиметров. Чем муравьед может воистину гордиться, так это языком. Действительно, это целое сооружение, вытягивающееся на шестьдесят сантиметров и полное мускулов, позволяющих владельцу выполнять им самые сложные операции.
А вот зубов у муравьеда нет. Рта, можно сказать, тоже как бы нет — что это за рот, если открывать его все равно муравьед не умеет. Просто в передней части длиннющей трубкообразной головы природа оставила небольшую дырочку, сквозь которую зверь и высовывает свой нескончаемый язык.
Само название говорит, что основным питанием этому зверю служат муравьи. И, конечно, распространенные в саваннах термиты. Но и те, и особенно другие — отнюдь не такие уж миролюбцы, чтобы позволять поедать себя без всякого сопротивления. Укусы их весьма болезненны. И даже грубая щетина муравьеда для муравьев и термитов не такая уж преграда. Иначе зачем, как это наблюдал неоднократно Кент Редфорд, едва закончив трапезу, муравьед бежит к ближайшему ручью и стоит в воде, пока она не смоет насекомых начисто?
Впрочем, сперва следует описать обед муравьеда. Подойдя к термитнику, он долго принюхивается и выбирает подходящее место, затем выпускает длинные когти, которые при ходьбе были у него сжаты в кулак. Резкими движениями мощных передних лап зверь роет глубокую яму в твердом строительном материале термитника, и тут в дело вступает главное оружие муравьеда — язык. Липкий, червеобразный и гибкий, он глубоко проникает в жилище насекомых. С секундомером следил К. Редфорд за событиями, и оказалось, что за одну минуту зверь ухитряется запускать язык в термитник и выдергивать его оттуда до ста шестидесяти раз!
При такой поспешности чего только он не извлекает из термитника: и горсти песка, и листья, и камешки, и палочки! По-видимому, они не только не вредят, а даже помогают мощному пищеварению муравьеда, перетирая все съедобное, что попало к нему в желудок.
Скоростное питание важно для муравьеда, как теперь оказалось, вовсе не из-за жадности. Просто за те несколько минут, которые он проводит около одного термитника, его население еще не успевает полностью мобилизовать всех своих солдат и бросить их к месту вторжения. Съев несколько сотен насекомых, зверь трусцой бежит к другому термитнику, а там — к третьему, и так далее. Впрочем, эта поспешность насекомым выгодна — ни один термитник не остается разрушенным дотла, и восстановление колонии после нашествия вполне возможно.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.