Необычное потомство: волки-собаки

Статья написана Павлом Чайкой, главным редактором журнала «Познавайка». С 2013 года, с момента основания журнала Павел Чайка посвятил себя популяризации науки в Украине и мире. Основная цель, как журнала, так и этой статьи – объяснить сложные научные темы простым и доступным языком

волки-собаки

В глухих, поросших чернолесьем оврагах разгораются любовные игры у волков, часто сопровождающиеся жестокими драками. Если побежденный сильно изранен, на него набрасываются не только собратья, но и волчица, из-за которой не на жизнь, а насмерть дрались серые разбойники. С волчицей остается самый сильный. Это и понятно — от слабого зверя рождается потомство, которому трудно будет существовать среди суровой природы.

Конечно, с сокращением численности хищников волчицы лишаются возможности выбора. Вспоминается, как после истребления волков во Владимирской области уцелевшая волчица не могла найти себе напарника. И вот тогда пришла она в село Никольское на свидание с овчаркой. Темными ночами два крупных зверя — дикий и домашний — разгуливали по селу. Дворовые шавки при каждом появлении волчицы забивались под крыльцо, в сараи и прочие убежища. Только для Дружка — так звали овчарку — серая волчица стала верной и доброй подругой.

Вскоре влюбленные звери ушли в лесную чащобу. Недели через полторы худая, измученная свадебным круговоротом собака вернулась к своему хозяину. Но, повинуясь могучему зову природы, на следующий день Дружок снова ушел из дома. В собачьей памяти, видно, пробудился инстинкт дикого зверя. Эта внутренняя борьба продолжалась долго. Дружок несколько раз возвращался в село, а затем вновь уходил к дикой подруге. Хозяину пришлось посадить на цепь своего уже несколько одичавшего пса.

Прошло несколько месяцев. Зацвели душистые донники, клевера, ромашки. Наполнились земляничным настоем лесные прогалины, разбрелись по сечам тетеревиные и глухариные выводки. И вот в эти прекрасные дни из непроходимого бурелома и буйных травянистых дебрей стали выходить на прогулку игривые щенята. Их мать прекрасно понимала, что судьба семейства целиком зависит от осторожности. Этому она, прежде всего, учила своих малышей. Человеческое жилье и сам человек стали для нее теперь самыми страшными и нетерпимыми. Ради спасения своего рода, чтобы не вызвать подозрения, ей приходилось добывать пищу вдали от своего логова, в котором росло и получало путевку в жизнь необычное для волчьего рода потомство. В октябре семейство покинуло логово и перешло на бродячий образ жизни. Но и после этого еще часто встречались здесь их пути-переходы.

Нередко они проводили тут и свою, полную страха и напряжения дневку. Так здесь впервые появились волки-собаки.

Кстати, подобные гибриды обладают высокой психической организацией, хорошо ориентируются в сложной обстановке человеческого быта, могут жить на задворках и оставаться незамеченными. Щенята, воспитанные в неволе, как правило, к человеку не привыкают. Люди неоднократно пытались приручить волков-собак. Но из этого ничего не вышло. Разномастные хищники так и оставались неукротимыми зверями.

Вот уж действительно, в природе не пустуют экологические ниши. Если исчезает одно животное, то это пространство занимает другое, более приспособленное.

Автор: Ю. Новиков.