Скорпионы – 300 миллионов лет без изменений
Скорпионы — подлинная загадка природы. Все в них вызывает удивление. Они жили на Земле уже 300 или 400 миллионов лет назад. В Швеции, Шотландии и в Америке найдены окаменелые скорпионы. Их появление относят к эпохе самых древних животных, которых когда-либо находили на нашей планете. Натуралистов больше всего удивляет то, что и сейчас скорпионы остались точно такими же, какими были в далекие доисторические времена.
Другие виды животных возникали, изменялись или вовсе исчезали; скорпионы же и поныне остались такими, какими появились на свет. Можно сказать, что природа, создав скорпиона, сразу достигла совершенства, никаких доделок не потребовалось. Существо отвратительное, но совершенное, вредное, приспособленное к самым суровым условиям, скорпион остался вне эволюции. И только небольшие размеры помешали ему стать подлинным страшилищем.
Скорпионы принадлежат к беспозвоночным животным, классу паукообразных. Известно около 500 видов скорпионов, почти не отличающихся друг от друга. Голова и грудная клетка скорпиона составляют одно целое (головогрудь), впереди головы две маленькие твердые клешни, по бокам расположены более крупные клешни, похожие на ложки для салата. Они захватывают добычу и передают ее маленьким клешням, кромсающим пищу. У скорпиона восемь когтистых лапок, но передвигается он очень медленно.
Крепкий панцирь защищает скорпиона, подобно щиту. Хвост заканчивается длинным шипом, постоянно выделяющим капельку яда. Рот скорпиона расположен на брюшке. Скорпион — единственное в мире животное, у которого на брюшке находятся загадочные органы. Исследователи назвали их «гребешками» из-за сходства с расческой. Речь идет о двух пластинках, расположенных перпендикулярно друг к другу, снабженных чешуйками. Натуралисты затрудняются определить, для какой цели служат эти «гребешки». Полагают, что они выполняют роль вентиляторов, необходимых для дыхания.
На брюшке у скорпиона восемь маленьких отверстий, каждое из которых является выходом из легочных мешков. Если закупорятся семь из них, животное не пострадает, и только когда закрыты все восемь отверстий, скорпион, спустя два часа погибнет.
У скорпиона слабое зрение и слух. Слышит он ногами, потому что у него нет ушей и барабанных перепонок, а есть тоненькие волоски на ногах — «акустические волоски», которые выполняют роль органа слуха.
Скорпионы обитают в пустынных районах с сухим, жарким климатом и в тропиках. Они любят тепло, но избегают прямых солнечных лучей. Поэтому скорпионы всегда скрываются под камнями, в трещинах скал и почвы, под корой деревьев, в пустыне зарываются в песок и выползают лишь по ночам.
В поисках тепла они проникают в человеческие жилища, забираются в кровати, под одежду, прячутся в обуви. В общем, обязательно стремятся в какое-то укрытие. Наблюдать за скорпионами, живущими на воле, почти невозможно из-за их постоянного стремления скрыться, спрятаться.
Французский ученый Анри Фабр провел такой эксперимент: он поместил несколько скорпионов в специально оборудованной застекленной клетке. Этот стеклянный дворец, названный им «Лувром для скорпионов», позволил ему сделать удивительные наблюдения. Он увидел необыкновенное зрелище, «которого еще никто никогда не видел, во всяком случае, из тех, кто умеет наблюдать».
Его исключительное терпение подвергалось тяжелым испытаниям. Скорпионы действовали всегда лишь ночью, и, кроме того, они отличались необычайной медлительностью. Благодаря необыкновенной настойчивости Фабр смог проникнуть во многие тайны жизни скорпионов.
Прежде всего, его удивление вызывало то, что с октября до марта скорпионы совершенно ничего не ели. Фабр помещал у них на виду аппетитную еду, но они только небрежно отбрасывали ее. И при этом они отнюдь не находились, подобно улиткам, в состоянии зимней спячки, они сохраняли тот же размер, подвижность и были постоянно готовы сразить врага острием своего крючковатого шипа.
Лишь в середине марта у скорпиона начинает проявляться признак аппетита, и подчас можно подглядеть, как он грызет насекомое.
Фабр заметил, что скорпионы никогда не нападают на крупную добычу. И это, вероятно, только из-за отсутствия аппетита, потому что уж если скорпион вступает в бой, он всегда выходит победителем из сражений с другими насекомыми, даже большими, чем он, по размерам и лучше вооруженными.
Однажды Фабр наблюдал за исключительно интересной схваткой между скорпионом и богомолом. Богомол смог долго защищаться благодаря тому, что захватил хвост скорпиона, когда же, обессилев, он отпустил хвост, то был тут же побежден — укол в живот лишил его жизни. Столкнувшись с большой и сильной медведкой, скорпион мгновенно погрузил свой шип в панцирь медведки, и насекомое, сраженное одним ударом, погибло. Борьба со сколопендрой длилась четыре дня, скорпион колол ее со всех сторон и победил.
Скорпионы необычайно воздержанны в еде. Фабр пытался кормить своих питомцев бабочками-капустницами; скорпионы почти не обращали на них внимания, если же убивали, то съедали только голову.
Фабр, полагая, что бабочки — непривычная пища для скорпионов — обитателей выжженных пустынь,— стал давать им саранчу. Повторилось то же самое: саранча спокойно прогуливалась по спине скорпиона, и он отшвыривал ее хвостом. Один подопытный скорпион прожил девять месяцев абсолютно без всякой пищи. Маленькие скорпионы, помещенные в стаканах под кисеей, прожили с октября по июнь, полностью лишенные пищи, и продолжали оставаться такими же подвижными, как будто они прекрасно питались.
Известны еще более удивительные примеры. Один натуралист наблюдал за лангедокским скорпионом, прожившим без пищи 368 дней; алжирский скорпион прожил без пищи 14 месяцев.
Эти факты труднообъяснимы. Откуда скорпион, лишенный пищи, черпает энергию? Но скорпион, обычно столь воздержанный в еде, в период любви отличается не только обжорством, но и каннибальством. Фабр много раз видел, как самка скорпиона спокойно пожирает самца, причем она съедает его почти всегда полностью.
Это происходит только в период спаривания, в апреле — мае, и всегда самка пожирает самца, никогда наоборот. (Самца легко отличить от самки по внешнему виду: самцы светлее по окраске и более тощие.)
Глухие, почти слепые, воздержанные в еде, скорпионы удивительно нежны в любви. Их соединению предшествуют долгие «ухаживания», совместные прогулки. Вначале они соприкасаются «лицом к лицу» или «лбом ко лбу». Эта странная поза является как бы объяснением в любви и преможением брака.
После этого самец, осторожно взяв подругу «за пальцы», ведет ее на прогулку. Эти мирные прогулки длятся часами, иногда даже днями, «Жених» и «невеста» трогают друг друга головками, самец своими лапками ласкает самку.
Обычно считают, что поцелуй придуман голубкой. Фабр утверждает, что предшественником голубки в этом был скорпион. Он наблюдал между скорпионом и его «дамой» повадки, прямо-таки в точности воспроизводящие поцелуй. Если во время прогулки повстречается другой, более сильный самец, он может отнять и увести «невесту».
После долгих прогулок начинаются поиски дома. Тут можно увидеть, как чета переползает от одного камня к другому, держась все время за щупальца. Самец возглавляет шествие, самка покорно следует за ним.
Если он найдет что-то подходящее для жилья, то всегда первый входит туда, а самка терпеливо поджидает снаружи. Потом самка переступает порог. Иногда бывает и так, что они тут же вместе выползают — это значит, что самка не одобрила выбор квартиры. И скорпионы, держась друг за друга, вновь пускаются на поиски пристанища. Предположим, самец увидел черепок или камень, под которым можно построить жилище. Он, не отпуская «руки» «невесты», прорывает ход под камень, уравнивает землю хвостом и исчезает в норке. На поверхности из норки торчит лапа, которой самец по-прежнему держит свою подругу.
Не раз Фабр был свидетелем стычек, когда строптивые самки, цепляясь за землю, упорно отказывались переступить порог дома. Но им редко удавалось высвободиться.
Удивляясь упорству самца, короткий роман которого заканчивается так трагически, Фабр пишет; «Странный мир, в котором жертва с силой увлекает убийцу к алтарю». Так же, как и среди богомолов, самка скорпиона после спаривания пожирает самца, если только ему не удается скрыться. Она поражает его одним ударом острия. «Гребешки» (любопытная аппаратура, находящаяся под брюшком) действуют, по словам Фабра, подобно «дьявольской машине», из которой несчастный самец не может вырваться.
Вдова тут же приступает к пиршеству, но, как это часто бывает у скорпионов, у нее нет аппетита. Тогда она съедает только голову самца, а тело его выбрасывает на съедение муравьям.
Самка скорпиона, ожидающая потомства, нередко поедает маленьких скорпионов из других гнезд. Самка обретает некоторую благопристойность, когда становится матерью. У нее рождается от 25 до 40 малышей.
Скорпионы относятся к яйцеживородящим существам. Из отложенных яиц тотчас же или через очень небольшой промежуток времени вылупляются молодые скорпионы, полностью развитые, похожие на взрослых.
Мать помогает детенышам выбраться из яйца. Она осторожно захватывает, разрывает и затем проглатывает пленку яйца, высвобождая новорожденного. Проделывает это она с такой же нежностью и ловкостью, как овца или кошка, когда они съедают зародышевую оболочку.
Самка скорпиона, вероятно, была первым существом на земле, выполнявшим эти материнские обязанности. Ведь в те времена, когда на земле появились скорпионы, еще не было живородящих животных. Это еще раз говорит о высоком совершенстве организма скорпиона: инкубационный период его зародыша проходит так же, как у высших млекопитающих, вне всякой опасности — в чреве матери.
По мере того, как мать высвобождает крошек от опутывающих их оболочек, они, словно по мостику, взбираются к ней на спину по щупальцам, которые она опускает, чтобы облегчить им подъем.
Мать совершенно не заботится о питании своих малюток — ничем не кормит их. Когда молодые скорпионы чуть-чуть подрастут, они самостоятельно отправятся на поиски добычи и теплого, укромного местечка. Живут скорпионы три-четыре года.
Автор: Клод Марли, перевод с французского.