Страусы – потомки динозавров?
Сведения о живущем в Камеруне динозавре поступали в печать неоднократно и давно — преимущественно в первой половине прошлого столетия. Естественно, это привлекало внимание натуралистов, охотников, репортеров, путешественников. Искатели приключений, в одиночку и снаряжая специальные экспедиции, отправлялись за динозавром, живым или мертвым. Как свидетельствовали местные жители, «дракон» водился во всей Экваториальной Африке — от Камеруна до Танзании включительно. И местные жители, и приехавшие сюда энтузиасты уверяли, что видели динозавров, описывая их, правда, по-разному. Однако никому не удавалось подстрелить, сфотографировать или добыть какие-нибудь вещественные доказательства, которые подтверждали бы наличие динозавров: кладки яиц, отпечатки следов, труп или часть его, на худой конец хотя бы обглоданные кости…
Обо всем этом подробно написал известный популяризатор биологии И. Акимушкин в книге «Следы невиданных зверей».
Науке нужны достоверные факты. Без этого можно говорить только о легендах. Хотя ошибочно думать, что у подобных легенд нет реальных источников. Справедливее предположить весьма произвольную расшифровку действительности. Конечно, нужно категорически отвергнуть описание ныне здравствующих в Экваториальной Африке динозавров как огромных животных с длинной шеей и маленькой головой, якобы вегетарианцев по натуре, но охотно включающих в свое меню и бегемотов! Сочетание таких признаков в одном животном невозможно. Верно то, что длинношеие животные обладают маленькой головой и одни из них могли питаться растительной пищей, другие — мелкими животными, но абсолютно исключается переход от растительноядности к плотоядности. Умерщвление такой жертвы, как бегемот, требует мощных зубов, которые немыслимы без большого черепа и широкой пасти.
Возвращаясь к камерунскому «динозавру», отметим, что в начале прошлого ХХ века на территории современной Танзании немецкие палеонтологи раскопали множество скелетов различных, и прежде всего гигантских, динозавров (коллекция хранится в Берлине): хищных — с огромной пастью и мощными зубами, травоядных — с длинной шеей и длинным хвостом, либо с короткой шеей и недлинным хвостом с большими острыми оборонительными шипами, которые, встретив отдельно, легко принять за рога. Прежде чем эти кости стали достоянием науки, они были вымыты на поверхность из костеносных слоев и, несомненно, сначала были замечены местными жителями. Но те не знали, каким животным могли бы принадлежать такие кости. Возможно, в сочетании с костями современных крупных тропических животных кости динозавров послужили источником этих легенд.
Динозавры Танзании жили около 150 миллионов лет назад — в юрский период мезозойской эры. История динозавров — самой многочисленной группы наземных позвоночных мезозоя (известно несколько сотен видов) — заканчивается на небольшой территории Северной Америки (Вайоминг, Монтана, Альберта), где в конце мелового периода, сменяющего юрский, исчезают их последние немногие представители. В отложениях земной коры, образовавшихся после мезозоя, не найдено ни одной кости динозавров, так же, как птерозавров, или летающих ящеров, и морских ящеров — плезиозавров, ихтиозавров, мозазавров. Поэтому приходится считать их вымершими около 70 миллионов лет назад, в конце мелового периода — на границе мезозоя и кайнозоя.
И тем не менее… В последнее десятилетие американские палеонтологи пришли к заключению, что динозавры… не вымерли. Так, Д. Дженсен. исследуя скорлупу яиц меловых динозавров, заметил, что она по своему строению такого же характера, как у бескилевых птиц, типичными представителями которых являются страусы. На основании этого Дженсен высказал смелое предположение, что страусы — это динозавры, пережившие «великое вымирание» в конце мезозоя.
Более убедительные доказательства представил другой американский палеонтолог — Д. Остром. Он изучал коллекции в различных музеях Западной Европы и неожиданно для себя обнаружил два скелета знаменитого археоптерикса (которого принято считать прародителем всех птиц) без каких бы то ни было следов перьев! И хотя у одного из них сохранилось «оперение» в виде тончайших волосков по бокам парных конечностей и хвоста, европейские палеонтологи не считали его археоптериксом. Однако скелеты этих двух экземпляров были точно такие же, как у археоптерикса. Не менее важно, пожалуй, и то, что в шестидесятых годах прошлого века Остром описал скелет маленького хищного динозавра (около полуметра длиной), названного им дейнонихусом. Он был удивительно похож на археоптерикса, но без перьев и с сильно развитым крючковидным когтем на задних лапах. Итак, стало ясно, что археоптерикс и дейнонихус — очень близкие родственники.
Идея о родстве птиц и динозавров была высказана еще в XIX столетии — после открытия археоптерикса, и все же не хватало палеонтологических данных. Опираясь на новейшие исследования, Остром заметил сходство в строении скелета у дейнонихозавров (к которым относится дейнонихус) не только с археоптериксом, но и с современными страусами. Это и послужило ему поводом считать страусов не птицами, а динозаврами.
Как и дейнонихозавры, страусы бегают или ходят на двух ногах, не способны летать, их крылья используются в качестве балансира при беге (у дейнонихозавров эту функцию частично мог выполнять хвост), грудина лишена киля, к которому крепится мощная мускулатура у птиц. Трудно себе представить, какого размаха и силы должны были бы быть крылья, чтобы поднять страуса в воздух. Пуховидное оперение страусов также не позволяет им летать, но играет роль теплоизоляционного покрова. Мозг у страусов очень маленький — его относительный вес всего лишь в три раза превосходит мозг хищных динозавров, но в сто — двести раз уступает мозгу представителей воробьиных — высшей и самой многочисленной группы птиц.
Яйца в гнезде — в виде выкопанной лунки — обычно насиживает самец. Это, возможно, объясняется тем, что уже у динозавров гнезда охраняли самцы, более сильные, чем самки, а затем добавилась и функция терморегуляции, или обогрева яиц. Вылупляющиеся птенцы очень самостоятельны. На первых порах пищей им служат различные мелкие животные. Впрочем, плотоядность свойственна детенышам и высших птиц.
Одни из наиболее крупных современных птиц — такие, как грифы, орлы, альбатросы и другие, — имеют размах крыльев до трех метров и способны в основном лишь к планирующему или парящему полету. Поднимаются в воздух они обычно с какого-нибудь трамплина или с разбега, чтобы попасть в необходимый восходящий воздушный поток и использовать крыло как парус.
Еще совсем недавно, два-три столетия назад, жили (увы, истребленные человеком) вдвое большие, чем страусы, птицы: эпиорнис на острове Мадагаскар и моа (или динорнис) в Новой Зеландии.
Возможно, и другие очень крупные птицы, как, например, фороракус или диатрима из Аргентины — явно бегающие, а не летающие, также ближе к дейнонихозаврам или к страусам, а не к настоящим летающим птицам. Характерно, что предки страусов неизвестны древнее неогена (10—12 миллионов лет назад), и то об этом судят по весьма фрагментарным остаткам.
Палеогистологические исследования внутренней микроструктуры костей и ряд других показателей свидетельствуют о теплокровности динозавров. Однако обитатели тропиков или примыкавших к ним теплых областей не нуждались в теплоизоляционном покрове, подобно современным бегемотам, слонам и носорогам, в то время как их северные родственники — мамонты, волосатые носороги были покрыты густой шерстью.
Последние, преимущественно гигантские динозавры, обитавшие на территории Северной Америки и не имевшие, вероятно, теплоизоляционного покрова, оказались в трудном положении в связи с резким похолоданием здесь в конце мезозоя, когда началось очередное горообразование, климат стал резко континентальным, и исчезли привычные зоны обитания этих динозавров.
Более мелкие виды динозавров, у которых развился теплоизоляционный покров в виде волос или мягких перьев, могли иметь более широкое распространение — не только в Северной Америке, но и на других материках, и были способны к быстрой миграции. Тогда, действительно, не следует исключать возможность существования в наше время динозавров-страусов.
Автор: А. Рождественский.