Свиреп ли Гризли?
Еще в 19-м веке в лесах, прериях и горах Северной Америки водилось много всякого зверя. Нередко можно было встретить и грозного гризли. Много страшных рассказов ходило о свирепости этого животного. Говорили: горе человеку, повстречавшему гризли. Медведь обязательно нападет на него и, если тот не успеет застрелить зверя, непременно разорвет в клочья. Гризли — единственный владыка диких лесных дебрей, безлюдных равнин, горных кряжей.
Как-то знаменитый охотник Мерси, проведший лет тридцать в лесах и пустынях Северной Америки, ехал по равнине, окаймленной по краям рукавами реки. Вдруг неподалеку он заметил огромную медведицу. Она спокойно лежала с двумя медвежатами. Сразу припомнились истории о гризли, и охотнику стало страшно.
— Все же, — рассказывает Мерси, — я решил напасть на медведицу. Лошадь моя была вполне надежна, ружье еще никогда не отказывало в нужный момент. Я стал постепенно продвигаться к зверю. Когда до него оставалось не более ста шагов, медведица заметила меня. Она приподнялась на задние лапы и стала внимательно рассматривать меня. Я воспользовался этим и выстрелил, но от волнения промахнулся. К моему удивлению, медведица обратилась в бегство. За ней потрусили и медвежата. Я выстрелил снова. Животное ускорило бег, бросив отставших детенышей на произвол судьбы. Я продолжал преследовать ее, пока, в конце концов, не убил четырьмя выстрелами. Во время погони я несколько раз приближался к медведице, но она ни разу не пыталась защищаться. Затем мне часто приходилось встречаться с гризли, и никто из них на меня не нападал, все старались спастись бегством. Возможно, некоторые особенно свирепые животные и нападают в прерии на пешехода или даже всадника, но такие случаи крайне редки.
И действительно, в каждом отдельном случае гризли ведут себя неодинаково. Более того, даже один и тот же гризли в одной и той же обстановке, но в разное время ведет себя по-разному. Это, видимо, объясняется особенностями характера зверя, его настроением в данный момент.
Одно можно сказать с уверенностью: его якобы необыкновенная свирепость и агрессивность — плод разгоряченного воображения. Гризли, столкнувшись с человеком в первый раз, чаще всего бежит от него. И бежит не потому, что чует опасность, а потому, что им руководит страх перед чем-то незнакомым. Когда гризли действительно нападает или делает вид, что хочет напасть, его обуревает не гнев или желание убить. Такое поведение опять-таки объясняется реакцией зверя на незнакомое. Обычно в таких случаях гризли сначала поднимается на задние лапы. И это отнюдь не признак агрессивности, а стремление получше принюхаться и приглядеться к вызвавшему беспокойство предмету. Медведь начинает кружить вокруг него, стараясь зайти по ветру, чтобы уловить запах.
В юго-западной части бассейна реки Юкон, там, где вздымают в небо покрытые вечными льдами более чем шестикилометровые пики Логан и Святой Элиас, существует сейчас обширный охотничий заповедник «Клаун». В этой суровой гористой местности, изрезанной узкими обрывистыми ущельями, по которым текут стремительные, спадающие с ледников ручьи и речки, нашли свое последнее прибежище на нашей планете могучие медведи — великаны гризли.
Образ жизни и повадки медведей еще во многом остаются для нас неизвестными и загадочными. Человек очень мало знает об этих животных, хотя и успел почти окончательно истребить их. И лишь в самое последнее время в мрачных, одетых льдами горах и ущельях заповедника «Клаун» начались более или менее систематические научные наблюдения над гризли — этими недавними владыками североамериканских лесов.
Медведица рождает детенышей лишь раз в два года, а иногда и реже, и при этом не больше одного-двух. В обычных естественных условиях, если бы не вмешивался в их жизнь человек, такой низкий уровень воспроизведения потомства не мог бы служить причиной для вымирания этих животных. Ведь врагов, кроме человека, этот исполин животного мира практически не имеет.
В середине апреля, когда начинает пригревать солнышко и на снегу появляются первые проталины, медведи просыпаются от глубокой зимней спячки. Семь месяцев странствуют гризли в поисках пищи, а в ноябре, отъевшись, снова погружаются в крепкий зимний сон. К этому времени медведи обрастают густой лоснящейся шерстью, которая придает им великолепный вид и делает их одними из красивейших животных на свете.
Медвежата рождаются зимой. С наступлением весны делают они свои первые самостоятельные шаги, правда, под неотступным наблюдением медведицы. Она старается передать детенышам весь свой опыт, как можно лучше подготовить их к самостоятельной жизни. Вообще забота о потомстве — одна из характерных черт гризли. Медведица своим примером показывает, как надо вести себя в той или иной обстановке. И не поздоровится тому, кто не слишком внимателен: его ожидает крепкая оплеуха. А учить надо многому: как разрывать норы бурундуков, как ловить рыбу, готовить место для отдыха, беречься от опасности…
Гризли весьма неприхотливы в еде. Они едят почти все, что находят во время своих бесконечных странствий по лесам и горам. Кормежка занимает у них много времени, пока они бодрствуют. Найдя что-нибудь съедобное, медведь наедается до отвала, потом несколько часов отдыхает или спит, а затем снова пускается на поиски пищи. И так все время, независимо от погоды и времени суток.
По берегам рек часто можно поживиться лососями, и гризли ловят их с большим искусством.
Гризли в значительной степени вегетарианцы: они очень любят ягоды, весенние зеленые побеги. Любопытную историю о повадках гризли во время еды рассказывает егерь Том Сеймур:
— Однажды я пробирался по глухой тропинке, вившейся вдоль берега небольшой речушки. Места эти безлюдные, и даже летом на километры не увидишь ни одной живой души. Я больше смотрел под ноги, чем по сторонам, чтобы не зацепиться случайно за какой-нибудь корень или камень. Вдруг меня словно что-то подтолкнуло. Я остановился и быстро осмотрелся. Метрах в двадцати от меня поднимался на задние лапы огромный гризли, которого я, видимо, нечаянно побеспокоил. Мне не раз приходилось встречать этих медведей, но такого великана я видел впервые. Его широкие, массивные плечи, мощное, покрытое серебристым мехом туловище говорили о колоссальной силе зверя.
По правде говоря, я испугался. Если медведь действительно вздумает напасть, мое дробовое ружье мне не защита. Через бурелом, который был вокруг, далеко не убежишь, а в реку кидаться бесполезно: эти звери неутомимые пловцы. Между тем гризли уже встал в свой исполинский рост, несколько раз повертел головой, что-то просопел, вновь опустился на четыре лапы и не спеша направился ко мне. Я сделал несколько шагов назад. Все, что случилось дальше, не заняло и полминуты. Я мигом взобрался на дерево и обосновался на одном из прочных суков: гризли, к моему счастью, лазать по деревьям не умеют.
А тем временем гризли величественно прошествовал мимо, даже не подняв головы. Дело в том, что в нескольких шагах от дерева, на котором я сидел, росли кусты ароматных сладких ягод и среди них «мыльные ягоды», которыми медведи любят лакомиться в это время года. «Мыльными ягодами» их называют потому, что, когда ягоду сомнешь, она превращается в массу, напоминающую ярко-красную пену. Это меткое название дали им индейцы.
Медведь подошел к кустам, с удовольствием пофыркивая, встал на задние лапы, а передними потянул одну из ближайших веток с ягодами прямо в пасть. Старательно удерживая ветку в лапах, чтобы та не раскачивалась, он протащил ее через зубы, которые служили ему подобием гребенки. Разделавшись с одной веткой, гризли потянулся к следующей и не успокоился, пока не объел весь куст. Много ягод при этом падало на землю, но медведь не подобрал ни одной. Остатками пиршества гризли полакомились потом, вероятно, окрестные грызуны. Медведь, как я заметил, постепенно объел все кусты, не тронув лишь один. После этого, удовлетворенно посапывая, он углубился в чащу. Спустившись с дерева, я подошел к месту пиршества гризли. Сначала я не понял, почему медведь оставил один необъеденный куст, но, присмотревшись, сообразил: ягоды были защищены острыми колючками.
Движения и походка гризли весьма разнообразны. Короткие расстояния они часто пробегают быстрым галопом. Воды ничуть не боятся и могут долго плыть против течения, каким бы сильным оно ни было. Выйдя из воды, энергично отряхиваются и припускаются бежать.
Чтобы подробнее узнать об особенностях повадок гризли, ученые применяют сейчас самую совершенную аппаратуру. Выстрелив в медведя зарядом-наркотиком, усыпив его, вешают на шею гризли специальный миниатюрный радиопередатчик. Теперь по сигналам можно точно следить за всеми медвежьими переходами. Длительные наблюдения за отдельными животными в естественных условиях позволяют более подробно узнать характерные черты их жизни. Особенно внимательно следят ученые за потомством и изучают условия, которые необходимы для его сохранения. Хочется надеяться, что недалек день, когда человек узнает все об этих интереснейших животных нашей планеты, по-настоящему позаботится, чтобы навсегда сохранить гризли на земле.
Автор: И. Юрьев.