Трилобиты – забытый триумф эволюции
Сотни миллионов лет назад, в самом начале палеозоя, в кембрийский период, Мировой океан прямо-таки кишел трилобитами — членистоногими, слегка напоминающими нынешних мокриц, с телом, отчетливо разделенным на три доли, откуда и возникло их научное название («трилобит» — в переводе с латыни «трехчастный»). Каких только не было трилобитов: головастые и безголовые, слепые и тысячеглазые. Вот эти последние, и вызвали недавно сенсацию среди ученых сразу в нескольких областях науки.
Профессор физики Чикагского университета Риккардо Леви Сетти, будучи в Осло, случайно оказался на международной научной конференции по вопросам палеонтологии. Там он познакомился с доктором Э. Н. Кларксоном из Эдинбургского университета, по голову погруженным в «новости» далекой кембрийской эпохи.
Палебиолог показал оптику свои рисунки, на которых были изображены органы зрения трилобитов. Физик вернулся в Чикаго со смутным ощущением, что такого рода линзы он уже где-то видел. Листая старую литературу по оптике, добрался до «Трактата о свете» Христиана Гюйгенса, изданного в 1690 году, и «Геометрии» Рене Декарта, напечатанной и того ранее — еще в 1637 году.
И тут-то он увидел схемы так называемых асферических апланатных линз, известных этим выдающимся умам XVII века своей способностью давать изображение без аберрации — отклонения светового луча, искажающего вид объекта. Эти схемы чуть ли не абсолютно совпадали с зарисовками Кларксона, которые тот сделал после того, как через его руки прошли сотни окаменелых остатков трилобитов.
Обитали трилобиты на песчаных отмелях, на коралловых рифах, а иногда и на илистом дне. Некоторые — на мелководье, другие — на значительных глубинах. Следовательно, чтобы полностью использовать не слишком-то яркое освещение часто замутненного подводного царства, им необходимы были толстые линзы, которые могли бы сводить воедино в фокусе все уловленные лучи. Но в простых толстых увеличительных стеклах происходит сильная аберрация. Избавляться от нее трилобиты, и особенно их наиболее «хитроумный» вид — факопиды, научились при помощи двойной оптической структуры.
И сегодня самый хитроумный оптических дел мастер лучшей конструкции для данных условий придумать бы не мог. Кажется, ни у одного из ныне здравствующих обитателей Земли нет на вооружении столь сложного и совершенного зрительного аппарата.
Другое дело — как пользовались трилобиты этим драгоценным даром природы. Ведь чтобы видеть, мало иметь отличные глаза. Центральная нервная система — именно она должна раскодировать сигналы внешнего мира. У человека, скажем, глазные линзы вообще-то далеки от совершенства, они дают довольно слабое изображение окружающей среды. Однако из малых сведений, данных органами чувств, мозг человека умеет выбрать существенное.
А вот у нашего современника, живущего в Атлантике и Индийском океане, — мечехвоста ксифозуры, владельца чудесных глаз, которые, очевидно, могут давать четкие изображения, судя по всему, нет средств использовать их в должной мере. Его нервная система слишком примитивна для этого. Весьма вероятно, что так же обстояло дело и с трилобитами.
Как случилось, что природа вручила столь совершенную «игрушку» тем, кто, видимо, еще не был к этому подготовлен, и при каких обстоятельствах она отобрала свой дар обратно (ведь ни у кого из живших позже таких глаз нет) — дело пока не ясное.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.