Животные под гипнозом
У животных встречается много видов сонного оцепенения, напоминающего состояние сна. К одному из них относится и понятие «животный гипноз», или «акинез» (оцепенение). Можно ли гипноз животных сравнивать с гипнозом у человека? Разница, прежде всего, в том, что при гипнозе животных совершенно отсутствует словесный приказ, выполнение приказов во время гипнотического состояния.
С явлением акинеза мы встречаемся не только у позвоночных (от млекопитающих до рыб), но и у многих из беспозвоночных, таких, как раки, насекомые и т. д. Чем дальше мы отдаляемся от человека, тем труднее нам делать какие-либо сравнения. И, тем не менее, все это разнообразие видов пассивного и неподвижного состояния не исключает попытку найти в них что-то общее.
К группе явлений, связанных с гипнотическим состоянием животного, относится также танатоз. Он заключается в том, что животное «притворяется» мертвым. Явление танатоза обнаружено у ряда животных, от млекопитающих до насекомых, хотя формы его проявления различны. Установлено, что танатоз служит животным как средство защиты от врагов. Так, например, насекомоядные птицы не обращают внимания на насекомое, если оно находится в состоянии танатоза. Если воробей, оказавшись в зубах кошки, впадает в состояние танатоза, кошка бросает его.
ЧУДО-ЭКСПЕРИМЕНТ
Классический опыт гипноза животных — это широкоизвестный чудо-эксперимент, проведенный еще в 1646 году Кирхером. Он гипнотизировал курицу: связал ей лапы, затем быстро опрокинул на стол и провел, начиная от кончика клюва курицы и далее по оси длины ее тела, меловую черту. Курица осталась лежать неподвижно.
Последующие эксперименты показали, что вовсе не обязательно связывать лапы животному, не обязательно и проводить меловую черту. Достаточно мгновенно перевернуть животное на спину и на очень непродолжительное время сконцентрировать это положение, то есть попросту придержать животное. Особенно важен момент мгновенности.
Такой гипноз животных имеет и некоторое практическое значение: при взвешивании живых птиц в зоопарке или во время кольцевания.
СЕКРЕТ ЗАКЛИНАТЕЛЕЙ ЗМЕЙ
Заклинатели змей с древнейших времен пользуются определенными приемами, с помощью которых они «усыпляют» ядовитых змей. В Египте для демонстрации берут очковую змею (найя хайе). Она чутко реагирует на малейшее движение вокруг нее, показывая при этом свою «шляпку» (раздувает шею). Если змею в этот момент, то есть в момент, когда она находится в возбужденном состоянии, схватить сзади за голову и слегка надавить пальцем в области затылка, змея сразу же впадает в состояние неподвижности; после этого с ней смело можно делать все, что угодно,— так, словно это не ядовитая змея, а обычная матерчатая лента.
Этот же способ «усыпления» применяется заклинателями змей в Индии и Марокко. Вывести змею из состояния акинеза можно моментально, стоит только подуть на нее. Ученые немало спорили о том, можно ли такой гипноз считать сном. И пришли к выводу, что, хотя загипнотизированное животное закрывает глаза, тем не менее, это состояние ни в коей мере не может рассматриваться как сон. Если принять во внимание учащающееся при этом дыхание животного, то можно прийти к заключению, что животное, наоборот, находится в возбужденном состоянии.
Легко поддаются гипнозу лягушки и жабы. Их попросту помещают между ладонями и быстро перевертывают на спину. У лягушки в некоторых случаях гипноз сохраняется даже после того, как ее приподнимают за лапку. Куры также подвергаются довольно глубокому гипнозу: во время гипнотического сна их можно поднимать за лапы или за гребень, не опасаясь разбудить.
Многие из беспозвоночных животных утрачивают какую-либо способность к движению только оттого, что они оказываются в неестественном для них положении, например, речной рак, если его поставить в положение, напоминающее треногу, где точками опоры служат две клешни и передняя часть головы. Возможно ли подобное неестественное для рака положение рассматривать как сон, ответить трудно, так как ученые пока что не могут отличить спящего рака от рака, находящегося в бодрствующем состоянии.
Подобный же опыт, только с саранчой, был произведен ученым П. Шмидтом. Он назвал его «каталептическим мостом». Саранчу длиной с палец кладут так, чтобы точками опоры ей служили лишь передняя и задняя части тела. На середину тела насекомого, которая не имеет никакого упора, кладут камешки весом в несколько граммов. И саранча, вообще-то чрезвычайно чувствительная ко всяким раздражителям извне, таким, как свет, электрический ток, толчки, падение и т. д., в состоянии гипноза совершенно не реагирует на большинство раздражителей.
Другие опыты показывают, что известная всем пяденица, или землемер, при малейшей опасности, например, при появлении птицы, ведет себя так же, как и саранча в опыте Шмидта, — застывает в неподвижном состоянии.
Танатоз, то есть состояние, при котором животное ведет себя так, будто оно мертво, — несомненно, самое эффективное средство защиты мелких животных и насекомых от более сильного врага.
ЧТО ПОМОГЛО ЛИВИНГСТОНУ СПАСТИСЬ ОТ СМЕРТИ!
Как-то во время одного из путешествий по Центральной Африке выдающийся английский путешественник Давид Ливингстон неожиданно столкнулся со львом, который схватил его и понес прочь.
Вот что пишет об этом случае сам Ливингстон: «Лев отвратительно рычал мне прямо в уши и тряс меня из стороны в сторону так, как это делает терьер с попавшейся ему в зубы крысой. Шок, полученный мною, вызвал оцепенение такое же, какое, вероятно, появляется у мыши, попавшейся в пасть кошки. Оцепенение вызвало полную анестезию организма: несмотря на то, что я был в полном сознании, я не чувствовал ни боли, ни испуга. Состояние, в котором я находился, походило на состояние больного, положенного на операционный стол: находящийся под действием хлороформа больной видит движения скальпеля, но не чувствует никакой боли. Поистине удивительное состояние, в котором я находился, ни в коем случае нельзя рассматривать как результат сознательного процесса работы моего мозга. Это был шок, приведший к тому, что страх исчез».
Почувствовав, что тело человека не выказывает никаких признаков жизни, лев на какое-то короткое время оставил его в покое, дав тем самым Ливингстону возможность прийти в себя и избежать грозившей ему смертельной опасности.
Этот удивительный случай еще раз доказывает, что танатоз животного перед лицом грозящей ему опасности очень часто является инстинктивным актом самозащиты. Нередко гипнотическому состоянию может предшествовать лишь психическое воздействие, без какого бы то ни было физического прикосновения. Это, например, состояние животного момент «околдовывания» его змеей.
Кольчатый уж (который, как и змея, бросается на добычу, как только она пошевелится) становится абсолютно бессильным перед неподвижно сидящей лягушкой. Состояние неподвижности гарантирует лягушке безопасность. Но стоит ей дрогнуть — и уж бросается на нее молниеносно.
Некоторые виды лягушек и жаб при виде приближающейся к ним змеи принимают какую-либо неестественную позу: выпячивают вперед лапу, сильно надуваются или устремляются навстречу змее, что нередко обращает ее в бегство.
Все эти примеры показывают, что явления, связанные с обобщенным понятием «животный гипноз», весьма и весьма различны. Некоторые из них, безусловно, направлены на то, чтобы приносить животному пользу, а в иных случаях и спасти ему жизнь. Смысл и значение ряда других явлений менее понятны для нас. Однако почти всегда мы можем наблюдать, что подобное состояние возникает при встрече слабого с сильным, как результат противодействия со стороны жертвы.
Автор: Павел Чайка, главный редактор журнала Познавайка
При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.
Спасибо за статью! Очень интересно.
Видимо, состояние оцепенения ещё многое может давать, кроме как достижение изначальной цели спасения от хищника.